Силовиков не пускают за границу. Чтоб злее были
По данным СМИ, сотрудникам полиции, служащим Федеральной миграционной службы (ФМС), Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), МВД и Минобороны запретили поездки в 150-200 зарубежныхстран, включая любимые россиянами Турцию и Египет. По одним данным, выезд ограничили для всех, по другим — только для сотрудников, имеющих допуск к документам с грифом «секретно». В черный список попали США, Болгария, Великобритания, Япония, Мексика, Италия, Испания, Чехия, Куба и многие другие. В аппарате Совета безопасности РФ сообщили, что вопрос о порядке выезда за границу сотрудников силовых ведомств прорабатывается, но пока никаких решений по его изменению не принято. По данным «Интерфакса», запрет касается лишь тех сотрудников полиции, которые имеют высокую степень доступа к государственной и служебной тайне. Выезд в служебные командировки в таких случаях будет согласовываться с руководством. Некоторое время назад МИД РФ предостерег граждан от поездок в страны, которые имеют соглашение о взаимной выдаче преступников с США. Американцы, мол, ведут охоту на россиян.
Новость об ограничениях на выезд за рубеж — один из этапов введения запретов. Первыми под ограничения попали представители спецслужб и оборонного комплекса. В неразберихе 90-х и ранних двухтысячных они свободно ездили за рубеж — просто шли в ОВИР, получали загранпаспорта и выезжали. Не знаю, сколько было вербовок и были ли они, но такая вольница какое-то время существовала. Примерно в 2006-2008-м восстановили практику 5-летнего моратория на выезды после увольнения. Потом отдельным законом запретили сотрудникам спецслужб и секретоносителям владеть имуществом за рубежом. Был дан срок, около года, на то чтобы от него избавиться. Тогда даже возникали некоторые правовые коллизии в странах бывшего СССР. Одновременно был введён запрет на зарубежные счета и активы. А сейчас распространяется слух о том, что готовится к введению законопроект, приравнивающий к оборонному комплексу и спецслужбам секретоносителей в остальных силовых ведомствах: полиции, ГУИН, ФСКН.
Что такое секретоноситель? Формально в армии и в полиции ими являются 60-80% сотрудников. Потому что любое агентурное дело, любое следственное дело, любой розыск имеет гриф «секретно» или «особо секретно». То есть де-юре большая часть сотрудников силовых ведомств являются секретоносителями, и соответственно ограничение может больно по ним ударить. Между тем, они не владеют никакими госсекретами, они владеют только ведомственными тайнами, разглашение которых несомненно может нанести вред ведомству, но не является ударом по обороне и безопасности страны. Оттого что за рубеж утечёт информация о том, какие оперативные сотрудники скрываются под какими псевдонимами, стране ущерба не будет, разве что каким-то подразделениям полиции.
Так что нужно понимать, что речь пойдёт о сотнях тысяч сотрудников, которые сейчас ездят за рубеж совершенно спокойно, посещают недорогие страны вроде Турции, Египта и Болгарии и с удовольствием там отдыхают. Не говоря уже о более состоятельной публике и откровенных коррупционерах, у которых за рубежом есть яхты, виллы, активы, которые вывезли туда свои семьи. В руководстве среднего и высшего уровня много людей, которые вообще не видят себя в России и здесь только «дослуживают», чтобы уйти на заработанную коррупционную пенсию и провести остаток жизни за границей. Но по сравнению с общим числом сотрудников силовых ведомств их не очень много.
Запреты на выезд есть везде, во всех странах мира. Но на Западе существуют блоковые сообщества, вроде НАТО или ЕС. Благодаря такой практике перечень стран, куда выезд запрещён или ограничен, очень небольшой, это несколько десятков стран. В основном речь идёт о государствах с жёсткими режимами контрразведки, где могут бесчинствовать полицейские или просто идут вооружённые конфликты, вроде Сирии или Ирана. Но во все остальные страны люди спокойно могут поехать, написать рапорт и получить разрешение начальства. Сотрудник спецслужб США легко может посетить Францию, Германию, Великобританию. Большая часть мира для него остаётся открытой.
У нас же новое ограничение станет самым настоящим «железным занавесом» для ограниченного контингента россиян. Россия с большинством стран до сих пор считает себя врагами, а в результате неумного поведения Москвы на международной арене это частично соответствует действительности и к нам плохо относятся даже ближайшие соседи. Поэтому формально, юридически, президент и правительство имеют право: раз уж по вам, друзья, работает иностранная разведка, раз есть противостояние, то сидите дома, отдыхайте в Крыму.
Политика ведь палка о двух концах: мы хотим быть сами по себе и ни с кем не считаться, но тогда нам приходится восстанавливать «железный занавес, чтобы затруднить любую подрывную работу. Такова объективная логика борьбы.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев