Российская судебная реформа поставила своеобразный рекорд. Пребывающего под домашним арестом Алексея Навального за три дня вызвали в три разных суда по трем разным делам. Во вторник Бабушкинский районный суд признал его виновным в клевете по делу муниципального депутата Бабушкинского района от «Единой России» Алексея Лисовенко. В среду по иску вице-спикера Госдумы Сергея Неверова о защите чести и достоинства он был вызван уже в Люблинский суд. Однако слушание было перенесено на четверг, поскольку защита Навального не успела подготовиться к процессу. В четверг же в Замоскворецком суде назначено предварительное слушание по делу Yves Rocher.
В нынешнем контексте, на фоне всех примеров борьбы с оппозицией и свободной прессой серия процессов над Алексеем Навальным была совершенно ожидаема. И не нужно ходить к гадалке, чтобы предсказать, что их исход будет не в пользу Навального. Тем более если он по старой памяти об относительно вольных временах не будет достаточно осторожен. Любой юридический повод, любая зацепка и закорючка может быть использована в пользу его оппонентов, что и произошло в случае с депутатом Лисовенко, где достаточно было одного слов «наркоман», употреблённого в виде образа и выдернутого из контекста, чтобы Навального засудили. Его просто хотят опутать сетью судебных разбирательств, каждое из которых будет чревато большим штрафом. Таким образом его хотят полностью обезоружить и не давать поднять голову.
Алексей Навальный — уже в значительной степени уникальная фигура. Ещё меньше года назад он был символом радикальной и достаточно эффективной оппозиции. Всегда, когда о ней заговаривали, вспоминали Навального как её лидера и потенциального политика очень высокого ранга с большим будущим. Это, судя по всему, запало в голову руководству страны, и отношение к нему особое, как ни к кому другому.
Но если сравнивать Навального и Михаила Ходорковского, нужно вспомнить строчки из знаменитой песни группы «Наутилус Помпилиуса»: "Видишь там на горе возвышается крест\под ним десяток солдат\повеси-ка на нём". Ходорковский на нём повисел. Я никому, и Алексею Навальному в том числе не желаю повторить подвиг Ходорковского, но игнорировать эту разницу между ними нельзя, и в обозримом будущем к нему такого же отношения не будет. Но если судьба нашей страны и лично Навального сложится таким образом, что он путь Ходорковского повторит, чего я совершенно не желаю, а наоборот, очень хочу, чтобы этого не произошло, то у него будет шанс получить такую же известность и поддержку на Западе, как Михаил Борисович.
Я не являюсь никоим образом активистом оппозиции, поэтому не могу советовать, какой выбор совершать с моральной точки зрения, это личное дело каждого человека. Но если говорить о помощи Навальному с точки зрения эффективности, она должна иметь несколько направлений. Любой отдельный метод в нынешней ситуации не принесёт никакого результата. Нужны и хорошие адвокаты, и обращения в правозащитные организации, причём не только российские, но и международные.
Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Майшев