Перестаньте, черти, клясться
Чем больше Россия становится похожей на Советский Союз, тем чаще раздаются призывы поклясться ей в верности. Год назад Молодежная коллегия при губернаторе Петербурга предложила обязать молодых питерцев произносить клятву при получении паспорта. Тогда же зампред комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи, член фракции «ЕР» Роберт Шлегель предложил распространить эту инициативу на всю страну. «Я думаю, что клясться или присягать надо один раз в жизни и своей стране», – сказал он.
Тогда идея развития не получила, но спустя год, после триумфального взятия Крыма и на волне растущих патриотических настроений, идея всплыла в Ульяновске – в лучших традициях местечкового окарикатуривания федеральных тенденций. «Мы считаем, что по примеру советских пионеров было бы правильно создать торжественное обещание или клятву на верность родине для наших юных земляков… при получении первого паспорта», – заявил ульяновский губернатор Сергей Морозов.
И вот общественная палата Ульяновской области утвердила текст клятвы при получении паспорта гражданина РФ. Для голосования на сайте палаты было предложено два варианта клятвы. Первый похож на военную присягу и предлагает 14-летним подросткам обоего пола отстаивать честь и свободу Отечества «невзирая на возможные опасности, лишения и тяготы». Второй текст более вегетарианский, в нем даже есть мысль об уважении прав и свобод соотечественников и о сохранении природы страны. В голосовании приняли участие всего 318 человек, победил второй вариант, и уже 9 мая десяток юношей и девушек, а также некая семья переселенцев из Крыма (!) поклянутся «честно исполнять свой долг перед Родиной», что бы это ни значило. Теперь клятва на паспорте – дело решенное, причем в кратчайшие сроки, хотя обсуждать нужно было не текст и не ритуал, а саму идею: нужна ли вообще такая клятва.
Паспорт к винтику
Внутренний паспорт с пропиской – это рудимент советского прошлого. Тоталитарному государству нужно было знать, на месте ли каждый винтик системы, где он и чем занят. В СССР к тому же паспорт (точнее, его отсутствие) служил способом закрепощения крестьян, прикрепления их к колхозам – вплоть до начала 60-х годов, когда колхозникам начали выдавать паспорта. И в сегодняшней России паспорт подчас все еще важнее личности, которую он удостоверяет. Пример: однажды Сбербанк отказался выдать мне деньги с моего счета на следующий день после того, как истек срок действия гражданского паспорта, хотя я до этого около тридцати лет был клиентом этого банка и многократно предъявлял этот самый документ. Действующий загранпаспорт не был принят во внимание. Другое доказательство – мошеннические банковские кредиты, которые выдают и получают по украденным паспортам или их ксерокопиям без участия самого гражданина. Иногородняя прописка и отсутствие регистрации осложнит устройство на работу, будь ты хоть супервостребованным специалистом. На Западе люди как-то ухитряются жить без внутреннего паспорта и тем более без прописки. Обходятся номером социального страхования или карточкой водительских прав. При этом платят налоги, заключают сделки купли-продажи недвижимости… А паспорт получают только для выезда за границу.
Да, в тех же США существует клятва при обретении гражданства: ее произносят иммигранты, прошедшие натурализацию. Эта клятва символизирует отказ от лояльности иностранному государству или суверенитету, готовность соблюдать законы США и служить в ее армии. Клятва знаменует завершение периода натурализации; она означает, что человек выучил язык страны пребывания, имеет работу, но не имел конфликта с законом и вообще считает свою новую страну привлекательной для жизни. Аналогичную клятву дают взрослые люди при принятии гражданства Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Испании, Чехии, Венгрии и других стран. Граждане этих стран, являющиеся таковыми по праву рождения, клятвы не дают. Ульяновские чиновники предлагают делать именно это.
Вообще, любая клятва – это языческий ритуал, своеобразное идолопоклонство, которого в стране традиционного православия стоило бы избегать. Истинно верующему достаточно верить, а не клясться в вере. Клятва словно ставит под сомнение крепость веры или убеждения, требуя ритуально их подтвердить. Многие православные имеют здесь двойственную позицию: утверждая, что «вся власть от Бога», они с подозрением относятся к такому ее проявлению, как индивидуальный налоговый номер – ИНН, в котором они усматривают происки дьявола. Некоторые из них находят «число зверя» даже в паспорте.
«А Я говорю вам: не клянись вовсе…»
Это слова из Нагорной проповеди, их нелишне помнить чиновникам и идеологам евразийства, которые сегодня пытаются создать православный вариант Советского Союза. Клятва – древний ритуал. Язычники клялись именем своих многочисленных богов, а также царей и фараонов. Согласно библейским источникам, Моисей ввел для евреев правила и ограничения, связанные с применением клятв. Он сказал, что уже произнесенные клятвы должны исполняться, и запретил применение ложной клятвы со ссылкой на Бога как свидетеля правоты. Фарисеи нашли лазейку и советовали евреям вместо имени Бога клясться небом, землею, Иерусалимом, головою своею и т.д. На что Христос, как повествует евангелист Матфей, сказал: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Для верующего человека (если таковыми считать перекрестившихся в православие советских, комсомольских и партийных чиновников путинского призыва) это должно означать следующее: «Чем бы человек ни клялся, по сути он клянется тем, что принадлежит не ему, а Богу, потому что у человека нет ничего своего, не данного Богом». А вот эта краткая формула – «да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» – могла бы стать единственной инструкцией для любого чиновника, потому что этими словами Иисус осудил пустословие, говоря по-нынешнему, безответственный пиар, отписки, заведомо невыполнимые обещания и тому подобное.
Честное пионерское
Из всех клятв я был бы готов признать относительную пользу лишь четырех: военной присяги, взаимного «да» супругов, вступающих в брак, клятвы Гиппократа для новоиспеченных врачей и присяги президента страны при инаугурации, когда он торжественно обязуется защищать Конституцию. При этом клятва сама по себе не гарантирует стойкости убеждений и исполнения того, в чем клянутся. В частности, количество разводов у нас сравнялось с числом браков. Если открыть Конституцию РФ и начать ее читать, быстро обнаруживается прискорбный факт: большинство ее статей нарушается, несмотря на клятву гаранта. А клятва ульяновских чиновников не брать взяток, которую они дают при поступлении на службу, – сильно уменьшила коррупцию? Сколько раз они клялись качественно отремонтировать дороги? Но дороги с каждым годом все хуже, несмотря на то, что денег на них тратится все больше.
Отсылка к советским пионерам и советскому типу патриотизма в словах губернатора неслучайна. Разнообразные клятвы любили именно в милитаризованном СССР. Они идейно подкрепляли мобилизационную экономику и патерналистское сознание. Но ценность этих заклинаний не выдержала проверки не то что временем – не пережила одной исторической встряски. Пионерская клятва «горячо любить свою Родину», «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия» ни на день не продлила жизни ни СССР, ни КПСС. Бывшие секретари ВЛКСМ стали олигархами, партийные боссы – банкирами. С появлением в Москве первого «Макдональдса» народ непатриотично выстроился в часовые очереди за «ихним» бигмаком. Поэтому апелляция к советскому опыту не убеждает. Но даже не это главное.
Уважать человека
Дело в том, что у самого российского государства нет уважения ни к гражданину, ни тем более к его паспорту. Чтобы в этом убедиться, достаточно начать замену паспорта при достижении 20 или 45 лет. Унизительная процедура. С тебя требуют ворох документов и ксерокопий. Меня, помнится, заставили в очередной раз идти в паспортный стол по прежнему месту жительства за справкой, что на 6 февраля 1992 года (дата вступления нового закона «О гражданстве») я был прописан на территории РФ. Хотя паспортистке достаточно было снять трубку и позвонить. Или вообще этого не делать: ведь я столько лет жил с действительным паспортом РФ и только что его сдал. Казалось бы: отдал старый паспорт, приложил фотографию – получи новый документ. Выходит, сомнения в том, что я гражданин России, начинаются в тот момент, как я передаю ФМС прежний паспорт. Родина в лице ее чиновников традиционно и фатально не доверяет своим гражданам. Кстати, если у двоих граждан России и на ее территории родился ребенок, это совершенно не значит, что он автоматически является гражданином РФ – для доказательства этого родителям еще недавно предстояло пройти тягомотную бюрократическую процедуру, связанную с той же «проблемой 06.02.1992».
И вот теперь юным гражданам предлагают клясться в верности недоверчивой Родине при получении красной книжки, которая всего лишь удостоверяет гражданство и которую им через шесть лет придется менять. А что делать молодому человеку, который по религиозным или иным убеждениям не хочет клясться? Такого запишут в изгои и, чего доброго, начнут травить. Кроме того, обязательную клятву на верность чему бы то ни было можно рассматривать как нарушение ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует каждому свободу мысли и слова. Согласно этой статье, «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». И патриотизм здесь ни при чем.
Трещина мира
Ульяновская региональная власть гордится межнациональным и межконфессиональным миром, но постоянно вносит в общество если не раскол, то трещины: то собирается строить соборную мечеть впритык к православному храму, то – иностранный отель на месте зеленого сквера, то запрещает текст Дины Рубиной на «Тотальном диктанте», то – детям читать книги из «Детского проекта Людмилы Улицкой» (региональный Минобраз установил для всех книг из серии Улицкой возрастной ценз +18). Теперь вот клятва. Клятва цементирует идеологию, но делает ее при этом хрупкой. Чтобы цемент стал бетоном, нужна арматура осознанного убеждения. А этого нет.
«Гражданство – это не только юридическая, но и сакральная категория. Отечество дается человеку, если хотите, Богом», – сказал Сергей Морозов. А как же, например, семья Латарцевых из западноукраинского Ровно? Если их украинское отечество было дано им Богом, то почему в марте эту семью беженцев приняли в Ульяновске с такой помпой и моментально дали квартиру? (Кстати, о других желающих переселиться в область из Украины с тех пор не сообщалось.) Похоже, тут спичрайтер губернатора чего-то не додумал, повелся на красивое слово «сакральный», напустил в текст патриотизма, а важная тема оказалась вырванной из более широкого и важного контекста. Если твое отечество относится к тебе по-свински, если находиться в нем опасно для жизни, то у человека есть несколько вариантов: 1) остаться и погибнуть в Богом данном отечестве, к которому ты считаешь себя приговоренным; 2) изменить власть в этом отечестве и обустроить его; 3) найти себе другую страну для более комфортного проживания, сохранив отечество в душе. Что выбрать, каждый решает для себя.
Именно под хор присяги на верность Родине сегодня происходят самые успешные распилы и откаты. Именно под гул клятвы на верность Отечеству фарисеи уничтожают родину малую и большую и ее природные красоты. Поэтому не надо никаких клятв. Потому что это будет клятва не на верность Родине, а на верность опутавшей ее бюрократической Системе.
P.S. 9 мая 214 года. Ульяновск. Клятва на верность Родине при получении паспорта.
Ульяновск
Верхнее фото - ИТАР-ТАСС/ Наталья Колесникова
Нижнее фото - Сергея Гогина