Сегодня последний день, когда Киев может погасить свой долг перед Газпромом за поставленный Россией газ. Шансов на то, что счета российской газовой монополии пополнятся на 1,3 миллиарда долларов (а именно столько должна Украины за апрель), которые придут со счетов «Нафтогаза Украины», практически нет. Но даже если эта сумма будет уплачена, останется еще долг за предыдущие месяцы – 2,2 миллиарда.
Украинская сторона с этими цифрами не согласна, поскольку апрельские поставки уже учитывают отмену всех скидок со стороны Газпрома, так что в газовых отношениях двух стран начинается новый этап.
Уже с июня Газпром, как и предупреждал, начинает работать с Украиной исключительно по предоплате. Российский министр энергетики Александр Новак в конце прошлой недели по итогам безрезультатных газовых переговоров между Россией, Украиной и ЕС заявил, что 16 мая Газпром выставит предварительный счет за июньские поставки.
Теоретически Киев может использовать для оплаты июньских поставок часть кредита МВФ, который Фонд одобрил в начале мая. Проблема лишь в том, что стороны придерживаются принципиально разных позиций по вопросу, сколько именно должен «Нафтогаз» платить за 1000 кубометров. Газпром настаивает на цифре в 485 долларов, Украина – 268 долларов. И менять свою позицию ни одна из сторон ни при каких обстоятельствах не готова. К тому же стоит помнить про украинские президентские выборы, до окончания которых никто Газпрому точно ничего платить не будет.
Все это делает почти неизбежным перекрытие вентиля на российско-украинской границе уже в первых числах июня. Для Газпрома эта ситуация весьма неприятна, поскольку она грозит срывом обязательств перед европейскими партнерами. Никто входить в положение монополии в нынешних обстоятельствах не будет. И хотя сейчас не зима, перебои с поставками российского газа через территорию Украины в ряде европейских стран могут спровоцировать энергетических кризис.
Газпром, в 2009 году лишившийся статуса надежного поставщика энергоресурсов, еще сильнее подмочит свою и без того неважную репутацию. Европа, лишившись значительной части российских поставок, утратит едва ли не главный сдерживающий фактор, не позволяющий ввести серьезные экономические санкции против России. Кроме того, усилия, направленные на диверсификацию поставок на европейский газовый рынок, будут утроены.
Для Газпрома это будет означать еще более стремительное, чем до этого, лишение доли европейского рынка, утрату последних иллюзий относительно окупаемости Северного и Южного потоков, вынужденное согласие на кабальные условия поставок в Китай.
Фото ИТАР-ТАСС/Сергей Пертов