Николай Коперник совершил революцию, поставив в центр вселенной Солнце вместо Земли.
Иммануил Кант совершил свою «коперниканскую революцию» в познании, заставив вещи вращаться вокруг умов, а не умы вокруг вещей.
«Коперниканская революция» Владимира Путина — это создание новой модели управления обществом, при которой пропаганда перестает быть пропагандой в привычном смысле слова — как продвижение идей, а становится средством производства реальности. При этом значительная часть граждан – адресатов пропаганды становятся ее активными субъектами, превращаются в маленьких геббельсов. Есть целый ряд отличий того, с чем мы столкнулись в путинской России, от той пропаганды, которой промывали мозги соотечественников Гитлер и Сталин.
Это пропаганда эпохи постмодерна, в которой нет даже внутренней логики, того, что обычно называют «логикой для своих», в которой каждая последующая фраза является отрицанием предыдущей, но эта противоречивость успешно компенсируется небывалой плотностью пропаганды, обилием элементов ее инфраструктуры, благодаря чему люди, видящие абсурдность официальной картины мира, загоняются в моральное и информационное гетто.
Впрочем, обо всем по порядку. По данным Левады-центра, опубликованным в «Независимой газете» от 12 мая, уже 94% граждан черпают информацию о конфликте в Украине из российского телевизора, лишь 16% заглядывает с этой целью в интернет и только 9% получает информацию из прессы. Уровень доверия к российскому ТВ весьма высок: только каждый пятый считает киселевские новости по ТВ необъективными.
Неумеренное потребление телекартинки с Украины произвело много разных сдвигов в сознании россиян. Например, всего лишь за год кардинально изменилось отношение к Западу. Год назад укрепление отношений с западным миром считали правильным 70% россиян, сегодня лишь 41%. Опрос проводился до телевизионного подведения итогов «Евровидения», после чего, скорее всего, отношение к Западу ухудшилось еще пунктов на 10-15.
Шабаш в «прямом эфире»
После вручения медали ордена «За заслуги перед отечеством» 1-й степени сознание ведущего теле-шоу «В прямом эфире» Бориса Корчевникова, явно не выдержав нагрузки, впало в глубокий сумрак. Иначе трудно объяснить то, что он лично творил на передаче, посвященной итогам «Евровидения». Русский письменный не в силах это передать. Во всяком случае, мой русский письменный. Когда на экране в студии появились сестры Толмачевы, занявшие на конкурсе 7 место, и приставленный к ним Филипп Киркоров, орденоносный ведущий истошно заорал: «Геро-о-и Росси-и-и!!»
Было ощущение, что в сумеречном сознании Корчевникова смешались в один клубок все события последних недель, а может, и месяцев: Украина, парад Победы, Евровидение, Олимпиада.
Сияние полученного ордена рассекло мир Корчевникова на две части: светлую, там, где Путин, крымнаш, Донбасс, георгиевская лента, Т-34, православные святые и сестры Толмачевы, и темную – Ярош, бандеровцы, Обама, трезубец, пиндосы, фашисты и бородатая Кончита. В результате этого манихейства в студии «Прямого эфира» случился шабаш.
Причем, шабашем правил не орденоносный Корчевников, который лишь задал тон и периодически подвывал главным исполнителям. Повелителем шабаша был господин Ж., которого Корчевников зачем-то постоянно называл одним из руководителей российского государства. Господин Ж., напяливший по случаю праздника ярко-красный костюм, бесновался практически всю передачу. Темой беснования была, естественно, бородатая Кончита, победа которой на «Евровидении» стала для большинства участников шабаша в «Прямом эфире» верным признаком долгожданного конца Запада и окончательной победы «Русского мира». При этом Победа 9 мая 1945 года по умолчанию признавалась промежуточной.
Некоторое недоумение собравшихся в студии вызвал певец Прохор Шаляпин, который спросил у участников шабаша: «Почему вам так необходимо кого-то ненавидеть? Почему нельзя просто наслаждаться музыкой и радоваться успехам, в том числе и исполнителей из других стран?»
Кончита стала лакомым кусочком и объектом неуемных фантазий для такого количества патриотически настроенных журналистов, что, возможно, на какое-то мгновение затмила даже медийных кумиров последних месяцев: Владимира Путина и Дмитрия Яроша. «Известия» посвятили победительнице «Евровидения» несколько авторских колонок. И все крайне глубокомысленные и провидческие.
Философ Андрей Ашкеров в колонке «Кончита ля комедия» сообщает: «Сегодня — и далеко не только на конкурсе «Евровидения» — Европа демонстрирует, что «Белый человек» больше не является победителем. В почетной роли господина субъекта оказываются мультикультурные существа не только со смешанной этнической принадлежностью, но и с гибридным полом, находящемся где-то на полпути между табличками «м» и «ж».
Философу Ашкерову вторит журналист Михаил Шахназаров в колонке с остроумным названием «Европу пустили по бороде»: «Современная Европа разучилась выбирать. Во всяком случае, выбирать правильно она разучилась точно. Все больше «старушка» напоминает бесполое существо, решившее на исходе лет отдать свое дряблое тело на растерзание содомитам».
Освальд Шпенглер написал свой «Закат Европы» почти сто лет назад, в 1918 году. С той поры было еще множество прорицателей грядущей гибели Западного мира в целом и Европы в частности. Особенно много их обсиживает гуманитарные кафедры российских университетов и редакции прикремлевских СМИ. В отличие от Шпенглера, который жил бедно и одиноко, а под конец жизни подвергался преследованиям фашистов, которые так и не оценили его идей, большинство российских пророков «конца Европы» выглядят вполне успешными и довольными жизнью людьми. Видимо, профессия «закатальщиков Европы» в сегодняшней России неплохо оплачивается. Скорее всего, именно теми, кто на этой самой Европе паразитирует, пользуясь ее образованием, образом жизни и комфортом.
Боевые ментальные капсулы, непроницаемые для разума
Участники информационной войны неизбежно претерпевают необратимые изменения. Их сознание превращается в непроницаемые для разума информационные капсулы. Диалог невозможен. Причем, невозможен не только диалог между двумя «боевыми ментальными капсулами», принадлежащими к разным воюющим сторонам. Невозможен любой диалог между ментальной капсулой и, например, нейтральным журналистом, в том числе в форме интервью.
Эфир «Эха Москвы» от 7 мая. Ведущий Александр Плющев. Участники: главный редактор «КП» Владимир Сунгоркин, журналист «Ле Монд» Мари Жего и Сергей Лойко — журналист из «Лос Анджелес Таймс». Тема: «Существует ли объективность в условиях войны». Привожу фрагменты «диалога»:
СУНГОРКИН: «В Донецкой и Луганской областях все-таки это русское население, особенно в Луганске, это уж точно».
ЛОЙКО: «Это неправда. В Украине нет ни одного региона, где русские составляли бы большинство»,
СУНГОРКИН: «Это тоже вранье опять. У вас сплошное вранье. Была украинизация. В восточных областях Украины после 20 лет происходила украинизация населения. Там за 20 лет была проведена огромная работа, чтобы люди называли себя украинцами».
ЛОЙКО: «Нам же сказали, что это Малороссия. Это не Украина, и вообще, это большевики виноваты».
СУНГОРКИН: «Вы, видимо с западной Украины на самом деле? Нет, вы же с западной Украины?»
ЛОЙКО: «Во мне нет ни капли украинской крови».
СУНГОРКИН: «Почему же вы такие вещи рассказываете лживые про то, что украинцев больше на территории Луганской и Донецкой областях?» (видимо, западноукраинское происхождение, с точки зрения Сунгоркина, автоматически делает человека лжецом. – И.Я.)
СПРАВКА: по переписи 2001 года в Донецкой области проживало 57% украинцев и 38% русских, а в Луганской – 58% украинцев и 39% русских. Да, и насчет украинизации: по переписи 1926 года на территории нынешней Донецкой области было 64% украинцев и 26% русских. Так что в советские годы шла довольно интенсивная русификация, следы которой ощущаются и сегодня.
Кстати, если начать разбираться во всякого рода ассимиляциях и доскребаться до корней, то от русского народа может и кочерыжки не остаться. Но для «боевой ментальной капсулы» Сунгоркина это все снаряды вражеской пропаганды, а не цифры и факты.
Сквозь броню «боевой ментальной капсулы» не проходит ни один сигнал, способный разрушить заданную схему мира. Журналистка «КП» была захвачена в Славянске и провела в плену у бандитов 2 дня. После чего написала репортаж, опубликованный «КП – Украина», но не напечатанный в центральной «Комсомолке», поскольку в этом репортаже было недостаточно симпатии к бандитам, которые автора репортажа захватили. Не сработал, увы, стокгольмский синдром.
А вот как «КП» освещает похищение своего коллеги – журналиста «Новой газеты» Павла Каныгина: «Сторонниками федерализации задержан журналист «Новой газеты» Павел Каныгин». И тут же находит разумное объяснение действиям бандитов: «У него (у журналиста «Новой») при обыске были обнаружены материалы негативного характера против Донецкой Народной республики». Так что бандиты совершенно правы. Нешто можно такое допускать, чтобы материалы негативного характера, да еще и против ДНР!
Так кто же виноват в похищении журналиста? Ведь должен же быть кто-то виноватый? И «Комсомолка» немедленно предъявляет своему читателю виновника преступления. Это, как уже все догадались, новые киевские власти. И нечего так удивляться: да-да, именно майданные власти виноваты в том, что донецкие бандиты украли журналиста. Читайте «КП», там ясно сказано: «Похищение людей на юго-востоке Украины происходит не в первый раз. Несмотря на то, что Москва неоднократно призывала киевские власти оказать содействие журналистам и обеспечить им условия работы, никаких видимых изменений в этом направлении не произошло».
Еще раз. Медленно. Киев миллион раз заявлял, что не контролирует Донецкую и Луганскую области. Эти территории контролируют боевики, которые с Киевом открыто воюют, а Москвой иногда явно, иногда скрытно поддерживаются. Москва призывает Киев обеспечить журналистам условия работы на Юго-Востоке Украины. До чего же крепка броня боевых ментальных капсул, которыми снабжены поголовно все журналисты «КП» и других провластных российских СМИ.
«Большие вести» от 11 мая на канале «Россия – 1». Отсутствие Дмитрия Киселева, конечно, сказывается, но не фатально. Градус истерики, конечно, пониже, но общий вектор сохранен.
Главная тема – одесская трагедия 2 мая.
Как создают «внутреннюю Одессу» и «внутренний Славянск»
Пропагандистам Гитлера и Сталина было проще. Ложь, произнесенная по радио и напечатанная в газете, имеет, во-первых, тысячекратно большую аудиторию, чем правда, шепотом произнесенная на кухне, а во-вторых, за спиной такой лжи стоит мощь государственного насилия, что придает ей убедительности.
Сегодня, когда пропагандистская ложь почти мгновенно опровергается фактами, запечатленными сотнями видеокамер мобильных телефонов, и это разоблачение тут же распространяется по социальным сетям и транслируется телеканалами, видео которых снова возвращается в сеть, пропаганда становится более изощренной и массированной.
Не успела разлететься по СМИ и социальным сетям «утка» о том, что среди погибших в доме Профсоюзов большинство составляли граждане РФ, тут же вдогонку полетели списки, полностью опровергающие эту ложь, которая позволяла верить в миф о тотальной роли Москвы в украинской трагедии. То есть ключевую роль Москвы отрицать может только обитатель совсем уж наглухо задраенной ментальной капсулы, но и отрицание глубочайшего внутреннего раскола в Украине тоже признак нахождения внутри другой ментальной капсулы.
Вернемся к «Вестям» от 11 мая. Трагедия 2 мая была снята столькими людьми и с таких разных ракурсов, что любая пропагандистская ложь рассыпается сразу. Для спасения лжи, ее делают многослойной. Вот как это делается. Попытка киевской власти уложить трагедию 2 мая в упаковку мифа о том, что все плохое, что происходит и происходило в Украине, имеет только московский след, рассыпалась сразу, и Киев явно принял решение отказаться от пропаганды и попробовать провести параллельно общественное и профессиональное расследования.
Российское ТВ поступило иначе. Есть главные кадры и главные факты, разрушающие картину мирного пророссийского шествия, на которое напал зловещий «Правый сектор». Это — стрельба из автоматического оружия людей в камуфляже из-за щитов милиционеров, с которыми эти камуфляжные люди явно были в тесном контакте и имели общие опознавательные знаки.
Самая очевидная гипотеза, которая подкрепляется наибольшим количеством фактов, видеосвидетельств и вписывается в общую картину того, что происходит в Украине, что это сговор одесской милиции с пророссийскими сепаратистами. Природа украинской милиции, руководящие кадры которой были сформированы Януковичем, не была загадкой и до событий последних месяцев, а уж в последнее время стало очевидно, что в этой социальной группе меньше всего людей, на которых киевские власти могут положиться.
Российское ТВ выдвинуло свою, крайне экзотическую версию. Оказывается, за спинами одесских милиционеров стояли переодетые боевики «Правого сектора», которые открыли стрельбу по сторонникам единой Украины для того, чтобы спровоцировать их на ответные действия. Вся эта конспирология не подтверждается ничем, кроме ссылок на слова журналиста Александра Сибирцева, который в свою очередь ссылается на слова некоего анонимного источника в одесской милиции.
Вся эта конструкция необходима для создания и закрепления пропагандистского мифа, который, как всякий миф, делит мир на две половины: сакральную, в данном случае мирных пророссийских активистов, и профанную, то есть вооруженных до зубов фашистов из «Правого сектора». Стрельба из-за спин милиционеров разрушает миф, поэтому ее надо приписать «правосекам». Вот теперь миф готов к употреблению, и его можно консервировать, создавая ту самую «внутреннюю Одессу», которая должна «стучать в сердца».
Параллельно создается «внутренний Славянск» — основа мифа о великом и светлом государстве Новороссия, певцом которого в последние дни стал главный официальный мифотворец Александр Проханов. Вот отрывки из его последнего текста в «Известиях»: «Среди грохота минометов, пылающих городов, под вопли одесских мучеников, под стоны раненных в Мариуполе и Славянске рождается молодое государство Новороссия… Война, которую ведут Донецк и Луганск, Одесса и Николаев, Днепропетровск и Харьков, — это война с фашизмом… Новое государство, рожденное в схватке с фашистским животным, выполняет грандиозную миссию. Одно, без внешней поддержки, без Красной Армии и сибирских дивизий, защищает мир от фашизма».
Этот миф о светлом Славянске и Новороссии, которые бьются с фашистской гадиной, мгновенно разбивается о факты странного поведения «фашистов», которые упорно отказываются стрелять по мирным жителям, за спинами которых прячутся бандиты с гранатометами.
Вот тот портрет нарождающегося «государства Новороссии», который нарисован с натуры человеком, родившимся и почти полвека прожившим в этих краях. Интернет-портал «Цензор.НЕТ» взял интервью у шахтера из Луганска, рядового национальной гвардии Александра Гановченко. Машинист горно-выемочных машин 6-го разряда. Был на Майдане, потому что достал воровской режим. Потом пошел добровольцем в армию. Вот что он думает про «Новороссию»: «Что я видел на этой войне? Видел, как грабят грузовики с продуктами… Среди бела дня в Славянске. Кто это делает? Обычные бандиты. Какие к черту сепаратисты? Им та Россия нахрен не нужна. Чтобы понять, кто воюет на Донбассе, надо жить на Донбассе. Надо иметь представление о том, что такое Луганск, Славянск и так далее. С 90-х годов в Луганской области сформировалась идеология воровской власти. Вертикаль такая: местные депутаты, милиция и криминал. А криминал там – каждый второй… Это раз. Второе – уголь, незаконная добыча и торговля. Залегание с выходом на поверхность. Копай – не хочу. Свободная контрабанда ЗИЛами в Ростовскую область. Поставки налажены, с таможней договорено. У каждого своя доля. Это система, понимаете? Это государство в государстве. И они за это свое «государство» будут бороться. Не за Россию, не за Путина. А за возможность жить так, как они привыкли жить. Вне закона».
Вот как-то эта картина больше стыкуется с фактами постоянных похищений журналистов, со вспоротыми животами депутатов и вырванными зубами студентов на территории, которая сейчас объявила себя независимым государством.
Пропаганда, даже такая тотальная и многослойная, которую создал путинский режим, неизбежно проигрывает свободной информации и профессиональной журналистике. Но только в случае открытости страны. В закрытых странах типа КНДР пропаганда всегда выигрывает. Именно поэтому путинский режим ради своего сохранения обречен на северокорейский вектор. Как долго режим может двигаться в этом направлении, без разрушения страны, это и есть сегодня главный вопрос России.
Фотография ИТАР-ТАСС