Сепаратисты в Донецке и Луганске решили, что проведение так называемых референдумов дает им полную свободу рук. Так, руководители самопровозглашенной Донецкой народной республики намерены объединиться с такой же «Луганской народной республикой». Ранее обе «республики» объявили об отделении от Украины. Руководители сепаратистов время от времени говорят о намерении присоединиться к России.
Между тем Москва пока что уклоняется от прямого ответа на эти призывы. «В Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска», — заявляет Кремль. Или российские начальники реализуют некий многоходовый план. Или они просто не знают, как разрулить конфликт, который сами организовали…
Комментировать действия властей — занятие неблагодарное, система настолько непрозрачная и лживая, что всякая аналитика может легко повиснуть в воздухе. Однако реакция российских властей на референдумы в Донецкой и Луганской областях лично на меня производит такое впечатление, что Кремлю он был нужен исключительно для того, чтобы показать Западу свои возможности по дестабилизации ситуации на Украине. Вряд ли с самого начала присутствовала идея аннексировать восточную и юго-восточную Украину. Была задача по аннексии Крыма, которую они и осуществили, а угроза воздействия на остальную часть страны — это скорее попытка отвлечь вниманиеот уже совершённого.
Кремль демонстрировал готовность к эскалации конфликта и к агрессии против всей Украины, чтобы Запад опасался дальнейшего вмешательства России в дела этой страны, а к проблеме Крыма относился бы как к чему-то списанному. И этот расчёт оказался отчасти верен, потому что об аннексии уже никто не говорит, все озабочены дальнейшей эскалацией конфликта на востоке. Таким образом Кремль показал свои возможности, продемонстрировал, что может привести к расколу страны, и сделал это предметом торга или, как вежливо говорят дипломаты, переговоров. Речь теперь уже не о том, чтобы отступить от Крыма, а о том, чтобы отступить от остальной Украины.
В краткосрочной перспективе Кремль добивается всех целей, которые перед собой ставит, но на самом деле всё зависит от того, насколько велико сопротивление его действиям. Аннексия Крыма прошла легко, но сейчас сопротивление налицо, не только со стороны Запада, но и со стороны самих украинских властей, которые всё-таки объявили антитеррористическую операцию и озаботились сохранением суверенитета страны. Кремль в ответ дал задний ход, приостановив свою активность. Это система с обратной связью — чем больше проблем, тем меньше действий.
Фотография ИТАР-ТАСС