Украина
24 ноября 2024 г.
Восстание телезрителей
15 МАЯ 2014, ИННА БУЛКИНА

ИТАР-ТАСС

Когда зимой Киев «горел» в прямом и переносном смысле, когда на Майдане гибли люди, а мирных обывателей по ту и эту сторону восточной границы пугали телекартинками «гражданской войны» в украинской столице, Донбасс и Харьков, Одесса и Херсон оставались сторонними «наблюдателями». На местные «майданы» выходили одиночные «активисты», а большинство тех, кого называют «активистами» сегодня (или сепаратистами, или террористами, или повстанцами, или ополченцами — там вообще имеет место проблема «универсалий»), похоже, были зрителями и адресатами той самой высокохудожественной «телекартинки». Сегодня они — главные действующие лица своих «антимайданов». Сегодня они живут внутри этого «телевизора», а мирный Киев с недоверчивым изумлением наблюдает за стремительной сменой декораций, флагов, «лидеров протеста» (не успевая запомнить их имена), за одинаковыми людьми в камуфляже, наконец: они стреляют друг в друга, увещевают друг друга, опять стреляют, опять увещевают, и совершенно непонятно из этой мутной телекартинки, кто из них «ополченец» и террорист, а кто, наоборот, «антитеррорист» и национальный гвардеец.

Наверное, главное достижение этой странной во всех смыслах «войны» — вот этот ее виртуальный инструментарий, превращение мультимедиа из средства информации и интертеймента в оружие массового поражения, причем в самом буквальном значении этого слова. И наверное, прав Кирилл Рогов: информационную войну Украина проиграла. Проиграла не на внешних фронтах — с международным имиджем и поддержкой у нынешней киевской власти нет проблем, — проиграла именно внутри страны. Украинские каналы и украинские медиа не смогли (да и не пытались) создать столь целостной, непротиворечивой и последовательно «выносящей мозг» «картинки»; украинская медиасреда при всех профессиональных к ней претензиях все-таки демократична и, как следствие, стереоскопична. Стереоизображение не в силах подменить собой реальность: оно столь же сложно устроено и не поддается однозначному переводу и перетолкованию. А агрессивно плоская, все упрощающая и все объясняющая северокорейская моноверсия оказалась ровно тем, что «доктор прописал», по крайней мере, для не «камуфляжных», а живых участников пресловутых «донецких референдумов».

Эти люди, такие, какие есть, зрители своих телевизоров, соседи своих соседей, мужчины и женщины, пожилые и не очень, пришли на участки и проголосовали. И настоящая проблема состоит в том, что референдумы эти в самом деле состоялись: без наблюдателей, без «правильных» бланков «с защитой», без правильных комиссий и «подсчета», но они состоялись, и они не были имитацией, как многим из нас было бы удобно думать. Они были именно что «народным творчеством» (это замечательное определение «от первого лица» — собственно, от одного из руководителей «Донецкой народной республики» Николая Солнцева прозвучало в одном из репортажей).

Кому и зачем нужно это «народное творчество», что с ним делать дальше, вопрос уже для будущей украинской власти, той, которая будет избрана по всем правилам в конце мая и которая получит в наследство эту рукотворную «черную дыру» под названием «ДНР». Нынешняя власть — временная и, по определению, слабая, она работает столь же «пластично» и «неоднозначно», как украинские медиа. Какие-то части наступают, какие-то отступают, они разной принадлежности и разного подчинения, где-то нацгвардия, где-то спецназы («Днепр», «Азов», какие-то еще), они берут пленных и передают их милиции. Милиция пленных отпускает. Можно назвать это бардаком, можно — «цветущей сложностью», пока нет ни единой воли, ни какой бы то ни было попытки переиграть противника на «информационном фронте», навести хоть какой-то, пусть приблизительный, порядок «в головах».

В конце концов, когда телезрители из Москвы, Твери или Челябинска заявляют, что «киевские власти» виноваты в том хотя бы, что «запретили русский язык в Донецке», это можно списать на Киселева, на доверчивость и незнание реалий. Но когда это же на полном серьезе и на русском языке заявляют жители никогда не перестававшего быть «русским» Донбасса, перед нами именно что «параллельная реальность». Победа телевизора над реальностью, данной нам в ощущении.


На фото: Украина. Мариуполь. 11 мая 2014 года. Во время референдума на одном из избирательных участков города. Референдум о статусе самопровозглашенной Донецкой народной республики проходит на юго-востоке Украины.

Фото ИТАР-ТАСС/ ЕРА/
















  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».