Украина
16 апреля 2024 г.
Сегодня только Запад может остановить Путина. И спасти Украину
Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее
Главное событие уходящей недели — это событие, которого не случилось. Речь, разумеется, об отсутствии сколько-нибудь внятной реакции со стороны России на «убедительные и красноречивые» итоги «референдума» в двух юго-восточных областях Украины, Донецкой и Луганской. О характере и упоительных деталях этой процедуры написано уже достаточно (в том числе и на страницах «ЕЖа)», поэтому я позволю себе остановиться лишь на предварительных итогах мероприятия, затеянного и осуществленного с единственной целью — разрушить государственность Украины.

Бенефициар данного проекта выступает в единственном лице. Его имя — Владимир Путин. Российское государство лишь послушный и пока еще надежный инструмент в его руках.

Вроде бы многое свидетельствовало о том, что в случае с юго-востоком Украины Россия пойдет по накатанному в Крыму пути. Вот вам притеснения русскоговорящих граждан, кровавая киевская хунта, готовая на все, русофобский Запад и мобилизационный призыв «Мы своих не бросаем»… То есть полный набор искусственно смоделированных обстоятельств, густо сдобренных пропагандистскими штампами. Обстоятельств, призванных оправдать вторжение «миротворческих сил», которые уже умаялись ждать сигнала. А гонца с приказом все нет и нет... Последний мазок на это полотно — «референдум». Кажется, чего еще тянуть?! Тем более что «Правый сектор» и «бандеровцы» уже топят в крови русские села и города! Но Путин войска не двинул. Пока не двинул.

Многие аналитики и обозреватели и раньше сомневались в том, что Москва решится на обнародование и признание своего прямого влияния на ситуацию в Украине. Причем уверенность эта базировалась на аргументации сугубо практического свойства. Дескать, Донбасс не Крым, он Москве сто лет без надобности и только ляжет неподъемным грузом на плечи отечественной экономике, которая и так, похоже, на ладан дышит. Я, однако, твердо уверен в том, что любая прагматика в отношении России к украинскому кризису имеет глубоко второстепенное значение. Тут на первый план, с моей точки зрения, выходят эмоции, чувства. И прежде всего — чувство ненависти. Думаю, что Владимир Путин ненавидит Украину так, как ничто и никогда в своей жизни. И всей душой желает, чтобы на голову украинского народа обрушились какие только возможно невзгоды и несчастья. И готов, как мы уже видим, многим жертвовать ради осуществления этой мечты. Но многим — еще не значит всем. Вот, собственно, мы и подобрались к острой иголочке в заветном яичке. Так почему же Путин не двинул до сих пор войска на Донбасс?

Нынче весьма популярна точка зрения, что, переступив красную черту в случае с Крымом, Россия ясно дала понять всему миру, что вовсе не боится реакции Запада. Возможно, кстати, так оно и было на первоначальном этапе. По одной простой причине — в патриотическом угаре никто толком не просчитал возможные последствия этой реакции. А если какой высоколобый и просчитал, то побоялся сообщить о них по инстанции. Сработало опасение быть обвиненным в преступном малодушии на фоне небывалого народного подъема и общенационального вставания с колен. Между тем, сегодня уже совершенно очевидно: фактор прямого давления на Путина — единственное, что может охладить его пыл, а возможно, и вернуть к более или менее трезвому осмыслению происходящего.

Утверждение, что ухудшение экономической ситуации в России только укрепит популярность Владимира Путина внутри страны, глубоко ошибочно. То есть среди маргинализированной и деморализованной части общества, возможно, и укрепит, но сегодняшняя Россия вовсе не готова подтягивать этот пояс бесконечно, проковыривая в ремне все новые и новые дырочки. Большие города будут крайне болезненно расставаться с достигнутым благодаря нефтяным и газовым насосам уровнем жизни. И уровень этот определяется отнюдь не только состоянием кошелька, но и многочисленными опциями, без которых современный человек уже чувствует себя крайне неуютно. Перечислять их можно долго, но все они очевидны. То есть не сам по себе Запад может остановить Путина, а перспектива утраты популярности внутри страны со всеми вытекающими последствиями. Но пока она только растет, скажете вы… Ну, так это только пока. Разве вы уже начали подтягивать свой пояс?

Реальные экономические санкции (скажем, сопоставимые с теми, что были применены к Ирану) могут не просто нанести ущерб российской экономике. Они могут ее фактически разрушить. Сегодня, когда речь идет о том, что так называемые секторальные санкции — наше возможное скорое будущее, неплохо бы уже осознать, к чему они приведут. Например, в банковском секторе, когда все российские операторы (не только госбанки) потеряют возможность осуществлять свою деятельность вне суверенной юрисдикции. Закрытие корсчетов по всему западному миру если и не обрушит сразу всю нашу банковскую систему, то точно отбросит ее на десятилетие назад.

Что же касается бодрых заявлений, будто бы в любой момент Россия готова диверсифицировать свой экспорт энергоносителей, переориентировав его на Китай, то это смешные и безответственные заявления. Россия к этому сегодня совершенно не готова и, подозреваю, не будет готова и через пять лет. Перспектива замещения импортных технологий на отечественные (об этом в минувшую среду Путин говорил на совещании с представителями «оборонки») потребует глобальной модернизации целых отраслей промышленности, для чего у нас сегодня нет ни мощностей, ни ресурсов, ни технических и научных кадров.

Еще нам рассказывают про золотовалютные запасы, которых якобы должно хватить на несколько лет, забывая при этом уточнить, что сегодня (в отличие, скажем, от кануна кризиса 2008 года) запасы эти даже не покрывают совокупную задолженность наших компаний. Ах, вы говорите, мы не станем возвращать кредиты… Ну-ну.

Словом, уже в краткосрочной перспективе речь может зайти о воссоздании социалистической модели экономики со всеми вытекающими последствиями. Главное из которых — социалистическую экономику реально строить только в тоталитарном государстве, где все рычаги контроля и управления находятся в одних руках. Этот тезис, некогда сформулированный Егором Гайдаром, отнюдь не утратил своей актуальности.

Так вот, я думаю, что Владимир Путин уже понял, что страна с такой перспективой не согласится. Не согласится, когда осознает, что на практике означает быть отрезанным от свободного мира. И тут возникает единственная угроза, которую российская власть полагает заслуживающей внимания — угроза стабильности режима внутри России.

Конечно, гражданам России придется самим разруливать ситуацию и строить свое будущее на базе собственных представлений о должном. Но Западу стоило бы глубже вникнуть в сущность нынешней путинской повестки дня и выработать четкую программу действий в отношении России, основанную на твердых принципах — пока, несмотря на все заверения о верности либерально-демократическим ценностям, россиянам слишком часто приходится сталкиваться с теми самыми двойными стандартами, в приверженности которым обе стороны так любят друг друга обвинять. Это становится особенно заметно, когда коррумпированные режимы втягивают в свои схемы видных представителей западного истеблишмента. Впрочем, даже та степень давления Запада на Владимира Путина, которую мы сегодня наблюдаем, уже приносит свои плоды. Главное — не оставлять усилий в этом направлении и не верить никаким обещаниям.

Иного способа восстановить десятилетиями строившийся миропорядок просто нет. И, кстати говоря, Украину тоже по-другому не спасешь.



Фото ИТАР-ТАСС















  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».