КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииКто будет преемником Геннадия Зюганова?

5 ДЕКАБРЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Архив ЕЖ
В минувшее воскресенье прошли выборы в Мосгордуму – факт общеизвестный. Но куда менее известно, что параллельно де-факто решался вопрос о том, кто будет преемником Геннадия Зюганова в КПРФ. На выборах в столичный парламент, как известно, победили «единороссы». Следующие выборы лидера КПРФ (которые могут состояться еще до начала следующей федеральной избирательной кампании) почти наверняка выиграет Иван Мельников, который возглавлял на этих выборах список коммунистов.

Понятно, что компартия добилась уверенного второго места не только благодаря активности своих членов, которыми в столице с прошлого года руководит авиационный полковник Владимир Улас. Коммунистам весьма помогло снятие с дистанции «Родины». Столичные власти куда больше хотели видеть в Думе представителей компартии, чем людей Дмитрия Рогозина. Ведь КПРФ всегда умела находить с ними общий язык. Так было во время выборов мэра 1996 года, когда коммунисты выдвинули против Юрия Лужкова мало кому известную Ольгу Сергееву, которую даже большинство верных партийцев не могли представить в кресле мэра. Да и сколько-нибудь существенной помощи со стороны старших товарищей отважной даме оказано не было. В результате она лишь обозначала присутствие на выборах, получив меньше 5% голосов. Понятно, за какого кандидата проголосовали многие избиратели компартии – за того, кто платит повышенные столичные пенсии.

Тремя годами позже коммунисты вознамерились выдвинуть в мэры своего тогдашнего московского партбосса Куваева, но быстро отказались от этого намерения. Их кандидатом стал ни до, ни после этих выборов никак не проявивший себя в политике Евгений Мартынов, выходец из столичного строительного комплекса. Результат оказался еще меньшим, чем в случае с Сергеевой. Зато хорошие отношения с московской властью были сохранены – вспомним, что Куваев отказался от борьбы на самых сложных для Юрия Лужкова выборах, когда ему противостояли Сергей Кириенко и Павел Бородин. Столичные же выборы 2003 года коммунисты вообще проигнорировали.

Однако вопрос о том, как КПРФ получила свое второе место, вряд ли волнует сейчас партийцев (останься «Родина» в игре, у коммунистов все равно были неплохие шансы на третье место с 11-12%, обеспечивавшими им проход в Думу). На заднем плане остаются и разногласия между участниками весьма разношерстного избирательного списка. Не так давно эти разногласия привели к забавному казусу. Когда кандидат в Мосгордуму от КПРФ Милосердов шествовал в окружении единомышленников по пресловутому маршруту 4 ноября, то соратники двух других участников списка – лидеров АКМ Удальцова и Шалимова — забросывали националистов шумовыми петардами. Такая вот вышла плодотворная дискуссия товарищей по партии.

Главное – успех, который позволяет забыть все проблемы и заняться приятными вопросами формирования первой в истории фракции КПРФ в Мосгордуме. А также вознаградить человека, который возглавлял партийный список и сделал на эти выборы серьезную ставку – Ивана Мельникова. Напомним, что он не собирается идти в Мосгордуму, жертвуя куда более привлекательным госдумовским мандатом, поэтому само по себе это мероприятие вряд ли могло его привлекать.

Секрет участия Мельникова в выборах прост. Он долгое время является заместителем, а с прошлого года – первым заместителем Зюганова, руководит комитетом Госдумы по науке и образованию. И при этом ни одного электорального успеха – Мельников трижды избирался депутатом по федеральному партийному списку (причем даже не в «первой тройке»), а не добивался победы самостоятельно. Поэтому когда в прошлом году Зюганов назвал его своим возможным преемником (а также поручил выступить с докладом на одном из ключевых партийных пленумов – обычно это привилегия «первого лица»), то в партии эту инициативу восприняли противоречиво. Не привыкли рядовые коммунисты к тому, чтобы ими руководил человек, который никогда не работал ни в райкоме, ни в обкоме. Правда, был членом секретариата ЦК, но в позднегорбачевское время, что для ветеранов компартии, скорее, плохая рекомендация.

С другой стороны, без обновления партийного руководства у коммунистов вряд ли есть будущее. С именем Зюганова связывается масса неиспользованных возможностей и неудач. Перечислим лишь некоторые. Упущенная победа в 96-м (когда она, казалось, была так близка), проваленный импичмент Ельцину в 99-м, сокрушительное поражение на думских выборах двухлетней давности, скандальный «семигинский» раскол 2004 года. Мельников все это время входил в состав партруководства, но по большей части находился несколько в тени, занимаясь по роду думской деятельности утиранием слез учителям и научным работникам, не слишком востребованным в современной России. Поэтому и в партийных провалах его не слишком обвиняют.

Для того чтобы доктор и университетский профессор стал главой КПРФ, ему нужен был личный электоральный успех, каковым и стали московские выборы. Теперь Мельников торжествует победу, которая облегчает реализацию операции «Преемник» в отдельно взятой партии. Коммунистам надо спешить, чтобы уже к следующим выборам прийти с обновленным и более конкурентоспособным имиджем. Ведь федеральные парламентские выборы – не московские, там «Родину» могут и не снять.


Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Кто будет преемником Геннадия Зюганова?" на форуме
Версия для печати