Перед отъездом в Китай Путин обсудил с членами Совбеза ситуацию на Украине. Он поприветствовал первые контакты киевских властей со сторонниками федерализации страны из восточных регионов и поручил министру обороны Сергею Шойгу вернуть войска, участвовавшие в учениях на территории приграничных с Украиной регионов, в места постоянной дислокации. Однако ни в НАТО, ни в американском оборонном ведомстве признаков отвода войск не заметили.
Заявления российских руководителей об отводе войск от украинской границы приобретают уже несколько комический характер. Потому что за последние недели их было сделано несколько, и если полагать, что каждый раз это было сказано искренне, то в душу закрадываются страшные подозрения. Например, что некие военные руководители не выполняют распоряжений Верховного главнокомандующего.
А если говорить серьёзно, то более-менее очевидно, что наше руководство играет в какие-то странные игры. Оно полагает, что находится на войне, а в таких условиях любое официальное заявление может преследовать, в том числе, и цель дезинформировать противника. Поэтому до того, как заявление Владимира Владимировича будет подтверждено национальными средствами разведки, то есть спутниками и самолётами дальнего радиолокационного обнаружения, будет стоять большой вопрос: действительно ли происходит отвод.
Это является одним из наиболее серьёзных показателей того, насколько все изменилось за последние месяцы и насколько тревожно выглядит ситуация: весь мир требует проверки любых заявлениях Кремля. Данные спутниковой разведки — это единственная возможность убедиться в их искренности. Мы вернулись к ситуации, по крайней мере, в вопросах оценки честности заявлений Кремля, в которой мы находились во времена «холодной войны».
В принципе, сценарий посещения этих областей инспекторами из других стран абсолютно выполним. На данный момент России не вышла из числа стран, подчиняющихся Венскому документу 2011 года. Он определяет меры доверия и предупреждения об опасной военной деятельности на Европейском континенте. Согласно его положениям, в случае, если какая-либо страна, по мнению другого государства, предпринимает такую деятельность, может быть созвана специальная встреча под председательством руководителя ОБСЕ, на которой будут выдвинуты требования по проведению наземных инспекций. Формально вообще любые военные учения, затрагивающие войска численностью более 8000 человек, должны проходить с участием иностранных наблюдателей. Чтобы выкрутиться из этой ситуации, российское руководство придумало такую отмазку: мы не проводим учений больше, чем на 800 человек. Каждое соединение, численность которого по-отдельности составляет около 4000, проводит своё, индивидуальное учение, поэтому наблюдатели не нужны.
Эти войска изначально были выдвинуты ещё 26 февраля, в момент так называемой «внезапной проверки», и потом их личный состав обновлялся. По мнению аналитиков, там постоянно находилось около 15-20 батальонных тактических групп, которые посылаются соответствующими соединениями. Одна группа уходит, её заменяет следующая. Первоначально задача этих войск была в том, чтобы сковать украинские силы. Видимо, были опасения, что в худшем случае украинские части в Крыму окажут сопротивление, и тогда Украина может направить части из остальной части страны на помощь своим солдатам на полуострове. Чтобы избежать этого, украинские войска были «скованы» этими силами на границе. Потом, когда история стала развиваться в Донецке и Луганске, они превратились в инструмент давления на Киев. Хотя, если опираться на рациональные соображения, то этих сил недостаточно даже для захвата одной области. Потому что в этом случае придётся создавать границу там, где её никогда не было, что потребует довольно значительного числа войск. Но российская власть не всегда действует рационально в последние месяцы.
Фотография ИТАР-ТАСС