КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе«Я русский, я православный»

23 МАЯ 2014 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС

Случай частный и светский, но занятный и, как всё в наше время, выводящий к обобщениям и высотам духовности.

Рязанская строительная фирма рекламировала свою новостройку нетривиальным способом. Приди в офис продаж и скажи кодовую… нет, не кодовую фразу, а девиз! «Я русский, я православный»! И получи скидку.

ФАС признала рекламу некорректной и незаконной, мол, в ней есть противопоставление людей разной веры и разных национальностей.

Дьякон Кураев в ответ на это возмутился. Писал о том, что частная контора может давать скидки, кому захочет (что правда), что еврейские организации часто помогают только евреем (что тоже верно), и привел несколько фантазийных бытовых примеров типа бабушки, дающей скидку на редиску на рынке симпатичному покупателю, и гражданина, не желающего сдавать квартиру таджикам во избежание ее (квартиры) «прорезиневания» (примеры у Кураева неудачные).

Основной посыл и рязанских строителей, и московского священнослужителя понятен. Он, собственно, и содержится в рекламном лозунге-пароле: я русский, я православный. Типа: почему другим можно, а русским нельзя? А подспудно еще проще: русским — можно, а вот другим — нельзя. Потому что мы — русские, мы — православные.

Я вот сам человек хоть и с враждебной ныне украинской примесью, но русский. Хотя без всяких примесей, увы, не очень православный. Хотя и относящийся к православию с уважением — равно как и к другим религиям и верующим людям вкупе с их чувствами. Однако давайте не сваливать в кучу строительство, редиску, таджиков и «резиновые квартиры» с еврейскими организациями в придачу. Скидки-скидками, но есть вещи, в публичном пространстве недопустимые. А именно: всякое разделение людей по религиозному или национальному признаку. Идет ли речь о предоставлении кому-то преференций или, наоборот — непредоставлении.

Вы можете помогать единоверцам, но по линии религиозных объединений. Развивать культуру своего народа — через культурные же центры. Но если представитель иного народа захочет изучить вашу культуру — вы ему откажете? Это будет в чистом виде дискриминация по национальному признаку. Как и скидки для русских или наценка для нерусских.

Скидки как таковые действительно частное дело компании. Но критерий национальности или веры при предоставлении скидок — уже совершенно не частное дело, потому что компания живет по законам государства и бизнес ведет по тем же законам, а не по своим прихотям.

Да, на бытовом уровне я могу не сдавать квартиру таджикам. Просто не сдавать, и всё. Это будут издержки моих внутренних предубеждений и страхов. Но если я повешу объявление о сдаче квартиры со словами «таджикам не сдаю» — это уже, на мой взгляд, противозаконно. И не важно, что такие объявления тем не менее размещаются повсеместно. Уровень дремучести нашего народа таков, что мы не видим в этом ничего плохого. Но на уровне не просто частных лиц, а организаций государство точно обязано следить за этим пристально.

Не только за теми, кто «русский и православный», но и за теми, кто рекламирует услуги только для мусульман, или иудеев, или кого угодно еще. Ведь если сейчас кому-то разрешить в качестве пароля использовать национальность и веру, то завтра кто-то в качестве пароля использует «бей жидов» или «**ать Кавказ, **ать» — и тоже получит скидку на квартиру.

И еще про одно хотел сказать. Вот как полагает и сама рязанская стройфирма, и дьякон Андрей Кураев: какой процент пришедших за скидкой со словами «я русский, я православный» действительно будет и тем и другим? А какой процент будет при этом не столько русским, сколько ловким, не столько православным, сколько оборотистым? Кем будут двигать единственно желание получить что-то на халяву.

Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Буценко



Версия для печати