КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииДипломатия отмороженных ушей. Иран получит «Тор М-1»

6 ДЕКАБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
События последних недель дают все основания считать, что коренной поворот в российской внешней политике происходит как раз сейчас. Уже приходилось писать о том, что Россия устанавливает новые правила взаимоотношений с государствами СНГ. Тех, кто решил ориентироваться на Запад, – душить высокими ценами на газ, а тех, кто по-прежнему демонстрирует лояльность Москве, – поощрять, продавая им оружие по внутренним российским ценам. И вот неожиданный ход: некий анонимный представитель отечественного ВПК сообщил о заключении контракта в миллиард долларов на поставку вооружений Ирану (основная часть контракта – продажа тактического комплекса ПВО «Тор М-1»).

kupol.ru
Объясняя необходимость сделки, российские официальные лица приводят несколько аргументов. Во-первых, заявил председатель комитета Государственной думы по международным делам Константин Косачев, нет никаких международных запретов на продажу Ирану обычных вооружений. Во-вторых, считает депутат, Москва продает Тегерану вооружения оборонительные. В-третьих, поддакивают ему военные специалисты, «Тор М-1» – сугубо тактическая система, и наличие трех десятков комплексов никоим образом не нарушает баланса сил в регионе. Наконец, в-четвертых, напоминают о том, что еще пять лет назад Москва вышла из секретного соглашения Гора и Черномырдина, в соответствии с которым Россия сворачивала военный экспорт в Иран в обмен на обещание создать возможности для экспорта нашего оружия в страны НАТО.

Эти аргументы выглядят серьезными лишь на первый взгляд. Военным специалистам хорошо известно: не существует сугубо оборонительных или наступательных вооружений. Если государство, предполагающее развязать войну, создаст эффективную систему защиты своих стратегических объектов, включая командные пункты, ракетные базы и т.п., это может подтолкнуть его к военной авантюре. Неслучайно СССР и США не могли начать процесс сокращения ядерных вооружений, пока не заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны. В иранском случае не играют ключевой роли и реальные боевые возможности продаваемых комплексов, куда важнее оценка, которую им дают тегеранские власти. И если последние переоценивают возможности комплексов ПВО, то могут решить, что им все дозволено.

Да, нет международного запрета на продажу оружия Ирану. Но вместе с тем только слепой не видит, какому режиму вручается это оружие. Несколько недель назад иранский президент пообещал стереть Израиль с лица земли. При этом Тегеран намерен производить обогащенный уран, что обеспечит его сырьем для создания ядерного оружия. И начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский сознательно валяет дурака, когда высказывает на пресс-конференции недовольство тем, что «США требуют полной прозрачности ядерных программ ряда стран», закрывая при этом глаза на то, что Израиль «давно и реально обладает внушительным арсеналом ядерного оружия». Спору нет, было бы гораздо лучше, если бы Израиль присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Однако очевидно, что в демократическом государстве существуют ясные процедуры контроля над исполнительной властью, так что никакие военные действия не могут быть начаты по прихоти какого-то безумца.

Балуевский не хуже других знает, что нельзя к странам вроде Ирана и Северной Кореи относиться так, как принято относиться к демократическим странам. Просто потому, что смертельно опасно вручать им любое оружие.

Но Москва решила такую опасность игнорировать в свете усиливающихся противоречий с Западом и прежде всего с США. Неслучайно анонимный «представитель ВПК» разоткровенничался с журналистами, когда в Москву прибыла группа высокопоставленных американских дипломатов во главе с заместителем государственного секретаря Николосом Бернсом. Согласно сделанным в Вашингтоне «утечкам», Бернс должен был донести до Кремля неудовольствие по поводу дальнейшего наступления на свободы граждан России, в частности по поводу принятия драконовского закона об общественных организациях. Москва тут же продемонстрировала, как много неприятностей она может доставить Вашингтону. И это при том, что у России куда больше шансов пострадать, если Тегеран развяжет военную авантюру. В общем, назло маме отморожу уши.

Согласно акутальной для 90-х гг. концепции расширенного сдерживания сам факт обладания ядерным оружием давал России преимущество при решении любых спорных вопросов. Но ядерное оружие само по себе значит не слишком много, если его обладатель разумен и, следовательно, предсказуем (а Владимира Путина считают именно таким). И вот теперь мы наблюдаем развитие этой концепции. Недовольная действиями западных партнеров, Москва не имеет средств давления на них и решает передавать оружие тем, кому безрассудства не занимать. Не уверен, что такая схема будет иметь успех. Однако она имеет все основания войти в историю как «дипломатия отмороженных ушей».
Обсудить "Дипломатия отмороженных ушей. Иран получит «Тор М-1»" на форуме
Версия для печати