КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРуководящий «Федя» (Попытка расследования)

ИТАР-ТАСС

В феврале сего года я написал статью «Путин и девочка на коньках».

Депутат-единоросс Васильев назвал мою статью фашистской, сообщили СМИ, и попросили меня это прокомментировать. Я прокомментировал, назвав депутата Васильева негодяем…

Депутат Васильев подал на меня в суд.

Суд, известив о дне заседания мою тещу, оштрафовал меня на миллион рублей.

Это — краткое содержание предыдущих серий.

Теперь свежие вести с полей.

Давеча, в компании своего адвоката, я ознакомился наконец с фактурой этого дела — и офигел.

Потому что депутат Васильев не называл мою статью фашистской!

По крайней мере, в тот день, 11 февраля, на Охотном ряду, он этого не говорил!

А что же он говорил в тот день? А вот что (смотреть с 10 .33.57, хронометр прямо на экране):

«ВАСИЛЬЕВ В. А. И конечно, в этой ситуации вызывает недоумение позиция некоторых СМИ, когда вот такие высказывания - по сути, сравнение с фашистскими, значит, - и мы уже одну имеем компанию (так в стенограмме на сайте Государственной думы - В.Ш.),которая сейчас взывает к общественному мнению...»

Как было сказано когда-то у Райкина: «Ты, Федя, в состоянии пропагандистом не быть. Сила в словах у тебя есть, но ты их расставить не можешь…».

Что хотел сказать Владимир Абдуалиевич — тайна, покрытая мраком. Стенограмма отражает поток сознания на фоне шума в зале. Это — кошмар учителя русского языка: мелко нарезанная и мало согласованная словарная ботва. Но, увы, ключевое прилагательное «фашистскими» на слух согласуется только и именно с «высказываниями»!

«Высказывания, по сути сравнимые с фашистскими…» — вот как это прозвучало!

Депутатское косноязычие с разбега попало на подкидную журналистскую доску — и СМИ возвестили миру радость: депутат Васильев назвал статью Шендеровича фашистской! Почему именно статью Шендеровича (в выступлении же нет фамилий)? Потому что на сайте «Единой России» уже висело васильевское требование к радио «Эхо Москвы» извиниться за публикацию моего блога.

Но сайт сайтом, а речь речью. И журналисты принялись трактовать мычание главы думских «единороссов», своими силами приводя его в божеский вид. По версии агентства Regnum, Васильев выразил недоумение «позицией некоторых СМИ, которые допускают такие высказывания, по сути, сравнения с фашистским режимом».

В этом варианте я, как видите, уже не фашист, а (что гораздо ближе к истине) просто такой бестактный человек, который указывает на наличие у путинской России общих типовых черт с фашистской Германией. Согласитесь, это несколько другой коленкор. Как говорилось в советском анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса, это не муж и жена, а четыре разных человека!

Я-то, действительно, сравнивал режимы.

Но в том-то и дело, что никакого «режима» в васильевской речи не было. Не говорил он этого слова! То есть, может, он его думал, но до рта не донес, обронил в трибуну. И брякнул то, что брякнул. И получилось, что я допустил высказывания, сравнимые с фашистскими.

Получилась глупость, которую были вынуждены комментировать и я, и редакция «Эха Москвы»… Глупость, повторюсь, вполне подсудная. По крайней мере, на сайте «Единой России» (тогда, в феврале) утвердилась именно исправленная версия, с «режимом».

И вот — здрасьте вам! — в апреле, после приговора, депутат Васильев, на радостях, уже без всяких полутонов, на том же партийном сайте называет мои высказывания фашистскими

Что же мы имеем?

Мы имеем главу думской фракции «Единой России», который:

а) не в состоянии выразить свою мысль;

б) сам твердо не знает, в чем эта мысль состоит;

в) испытывает при этом беспрецедентные (если ориентироваться на размеры штрафа) моральные страдания.

Искренне желая усугубить эти страдания, а заодно и подробнее исследовать тяжелый случай депутата Васильева, я, разумеется, подал жалобу на решение Преображенского суда.

С подробностями дальнейшего цирка с конями обязуюсь знакомить почтенную публику. Там, внутри, много забавных сюжетов…


Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Павлишак


Версия для печати
 



Материалы по теме

Складчина. Выгодное предложение! // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Прямая речь //
Похвала бегу впереди паровоза // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
В СМИ //
С вершины журналистской репутации — к помойке с грязным бельем // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Свобода слова // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Позвони мне, позвони // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Заявление с прибором // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Персональный запах // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Две фигни и одна проблема // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ