Отказ Украины от военных поставок в РФ не страшен. Рогозину
Как же все-таки повезло нашей Родине, что у нее есть такой вице-премьер, как Дмитрий Олегович Рогозин. Враги непрерывно встающей с колен России еще только придумывают очередную каверзу, а Рогозин уже — раз-два! — и нашел надлежащие контрмеры. Вот и сейчас, стоило украинскому президенту Петру Порошенко принять решение о полном запрете сотрудничества с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса, как Рогозин тут же отреагировал. «Поздно. 10 июня по поручению Правительства РФ Минпромторг внес в ВПК план полного импортозамещения военной продукции из Украины. План является результатом скрупулезной работы специалистов: где, как и что, за какие деньги, и в какой срок произвести, и кто конкретно ответственный», — написал вице-премьер на своей странице в Facebook.
Надо сказать, что эмбарго на поставки производимых на Украине комплектующих для российской военной техники было введено более двух месяцев назад. И ответственные за военное производство высокопоставленные чиновники не скрывали беспокойства: «Примерно с марта, с середины марта, на Украине выпущен нормативный документ, запрещающий поставку комплектующих для российского оборонно-промышленного комплекса», — рассказывал заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. По его словам, на украинской таможне скопился большой объем продукции, предназначенной для России и проавансированной на 80%.
В отличие от г-на Рогозина г-н Борисов оптимизма преисполнен не был. Очевидно, он понимает, что выполнить указание президента о полном импортозамещении в сфере ОПК несколько сложнее, чем написать план решения задачи. Особенно если иметь в виду замещение украинской продукции.
Дело в том, что около трети всех предприятий советского ОПК находилось на Украине. Что и предопределило очень высокий уровень кооперативных связей с Россией. Сегодня, желая подчеркнуть ущерб, который понесет Россия, в Киеве говорят, что комплектующих лишатся аж 859 отечественных оборонных предприятий. До кризиса Валерий Мунтиян, уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, говорил, что около 400 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса зависят от поставок комплектующих с Украины. То есть от этих поставок зависит практически треть всех предприятий нашей оборонки. Что, согласимся, тоже немало. Нет сомнений: остановка военного импорта с Украины приведет к резкому замедлению работы отечественного ОПК, который и без того из года в год не может выполнить гособоронзаказ.
При этом следует оговориться: такие санкции будут иметь тяжелые последствия и для самой украинской промышленности. Все последние годы Украина занимала заметное место среди государств — экспортеров вооружений, продавая ежегодно военной продукции на 1,3 миллиарда долларов. Половина всех продаж — поставки деталей и комплектующих в Россию. Мало того, около 70% предприятий-поставщиков систем и комплектующих для украинских заводов оборонно-промышленного комплекса расположены в России. Стало быть, в случае разрыва военно-технических связей пострадает и «нероссийская» половина украинского военного экспорта.
Тем не менее, на войне как на войне и Киев, похоже, готов идти на эти потери. В результате серьезные проблемы могут возникнуть у российских Ракетных войск стратегического назначения, основы ядерного потенциала России. На боевом дежурстве РВСН сегодня находятся 46 баллистических ракет Р-36М «Воевода», каждая из которых несет по десять ядерных боеголовок. То есть на этих ракетах находится чуть меньше трети всего ядерного потенциала России. Проблема, однако, в том, что речь идет об очень старых ракетах — они развернуты не позднее 1988 года. А их гарантийный срок всего 15 лет. Чтобы продлять его (а это происходило уже несколько раз), требуется постоянное гарантийное обслуживание и авторский контроль со стороны производителя. Между тем, все эти тяжелые ракеты были разработаны КБ «Южное» и произведены на заводе «Южмаш», которые располагаются в Днепропетровске. И все годы после распада СССР бригады с «Южного» регулярно выезжали на стартовые позиции отечественных ракет, дабы осуществлять необходимое гарантийное обслуживание. А КБ обеспечивало конструкторский контроль.
Юрий Борисов утверждал, правда, что все проблемы с обслуживанием ракет удалось решить, дескать, оно передано российским предприятиям. Однако замминистра признавал, что «Воеводы», как минимум, лишатся конструкторского наблюдения и сопровождения. Так или иначе, происходящее означает, что ракеты, несущие треть российского ядерного потенциала, будут лишены гарантийного обслуживания в полном объеме.
Разрыв с Украиной крайне болезненно скажется и на сфере авиационного двигателестроения. Запорожское производственное объединение «Мотор – Сич» изготавливает двигатели практически для всех отечественных вертолетов: Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52. А также двигатели для транспортных и учебных самолетов. Надо сказать, что и здесь российский ОПК пытался обеспечить импортозамещение. Были созданы мощности по производству авиационных двигателей. Одна беда: по самым оптимистичным прогнозам, российские предприятия способны изготавливать не больше полусотни двигателей в год. А Программа вооружений предусматривает выпуск 150 вертолетов ежегодно…
Третье направление еще недавнего сотрудничества с Украиной, а теперь потерь российского ОПК — это корабельное двигателестроение. В Николаеве находится объединение «Зоря» – «Машпроект» — крупнейший на территории бывшего СССР разработчик и изготовитель судовых газотурбинных двигателей. Ими оснащаются фрегаты и эсминцы российского ВМФ. В России такие газотурбинные двигатели не производятся. И по данным прессы, в соответствии с Программой вооружений не меньше трех десятков кораблей должны были получить украинские двигатели.
К этому следует добавить электронику и элементную базу, всевозможные комплектующие, которые украинские предприятия исправно поставляли в Россию.
Наконец, к ущербу от эмбарго следует отнести и то, что Москва не сможет реализовать несколько серьезных совместных проектов. Речь в частности о совместном производстве самолетов Ан-148/Ан-158, продолжении работ по программе военно-транспортного самолета Ан-70, возобновлении серийного производства Ан-124-100 «Руслан», а также использовании трех верфей в Николаеве для строительства российских крупнотоннажных военных кораблей (не будем забывать, что именно там были построены все советские авианосцы).
Надо обладать неиссякаемой фантазией Дмитрия Олеговича Рогозина, чтобы заявлять о принятых мерах, располагая лишь неким планом по импортозамещению. Эта бумажка — не производственные мощности. Она не производит авиационные и корабельные двигатели.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников