КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионах«Диссер? – Нет. – Садитесь, пять»

27 ИЮНЯ 2014 г. СЕРГЕЙ ГОГИН

ИТАР-ТАСС

Это могла бы быть просто еще одна история про крупного регионального чиновника, который передрал чужую диссертацию, не поставив ее в кавычки, — таких псевдоученых «Диссернет» пачками выводит из тени. Но диссертация заместителя губернатора Ульяновской области Александра Якунина была использована в качестве предмета исследования в недавно защищенной на «отлично» дипломной работе, посвященной проверке текстов на уникальность с помощью прикладных программ. Ее автор, выпускница кафедры прикладной лингвистики Ульяновского технического университета Татьяна Богомазова, наглядно показала, что диссертация Якунина 2006 года «Ресурсосберегающие способы обработки почвы при возделывании зерновых культур в лесостепи Среднего Поволжья» на 83 процента надергана из других работ. Один из основателей «Диссернета» Андрей Ростовцев выступал консультантом и рецензентом дипломницы. Он разместил новость о необычной дипломной защите в «Фейсбуке», на нее сослался диссернетовец Сергей Пархоменко, и — покатилось.

В дипломной работе исследовалось применение программных комплексов, с помощью которых можно распознавать заимствования, включая плагиат. Компьютерные программы бесстрастны, они анализируют работы на оригинальность, тупо сопоставляя тексты и выявляя совпадения. Есть хитрые программы, которые отслеживают переключение языкового регистра (распространенная уловка, препятствующая обнаружению плагиата) и даже способны распознать косметическое редактирование (рерайт). Разумеется, дальше статистика совпадений требует изучения и интерпретации человеком, чтобы понять, насколько корректны заимствования. «Практически весь текст, без кавычек и ссылок на источники, скомпилирован из фрагментов диссертаций более ранних авторов», — делает вывод дипломница на основании постраничного сравнения текстов Якунина и двух других диссертантов.

Торговля диссертациями «под ключ» — обыденное явление в современной России, но почему именно Якунин стал фигурантом исследования? Он, как утверждают, один из лучших и компетентных чиновников в правительстве губернатора Сергея Морозова. И это самый обсуждаемый вопрос в контексте ульяновского диссертационного скандала: был заказ или нет? Наиболее вероятный ответ: в мутных водах псевдонауки плавает много всякой рыбы, просто Якунин попался в среднеячеистую сеть «Антиплагиата» как наиболее крупный экземпляр. Подтверждение этому можно найти в дипломной работе.

Решив «начать прицельную борьбу с ложью», Татьяна Богомазова составила список, как она пишет, «из 54 сотрудников администрации, депутатов, ректоров вузов, главных врачей, судей и других высокопоставленных лиц Ульяновской области, у которых, по данным официальных сайтов организаций или политических партий, имеется ученая степень». Затем она проверила по каталогам РГБ и коммерческим сайтам наличие диссертаций у этих людей. Следы научной деятельности обнаружились только у 34 из них. Тексты авторефератов их диссертаций, находящиеся в открытом доступе, были проверены с помощью программы «Антиплагиат». Анализ выявил пять лидеров, у которых уровень совпадений с другими диссертациями был наиболее высок. Узкое место в дипломе — отсутствие объяснения, почему из этих пятерых случай Якунина оказался наиболее подходящим для дальнейшего исследования и кто другие четверо. Эта неясность и породила разговоры о том, что Якунина «заказали». Отказ Татьяны Богомазовой и ее научного руководителя Иветты Арзамасцевой от любых комментариев лишь добавил уверенности сторонникам конспирологической версии и дал повод упрекнуть журналистов в односторонней подаче темы. Очевидно, ни дипломница, ни ее куратор не прогнозировали столь широкого резонанса и предпочли защищаться от психологического давления путем ухода от контакта. Но комментарии основателей «Диссернета», а также заведующей кафедрой лингвистики УлГТУ убеждают в том, что тема диплома была чисто исследовательской, вне политики, работа — самостоятельной, а Якунин, будь он хоть трижды человечный человек и блестящий управленец, на самом деле привлек внимание дипломницы из-за максимального объема заимствований в его тексте. Как говорится, ничего личного.

Очень интересна реакция на диссертационный скандал в ульяновском регионе. Александру Ивановичу Якунину в основном сочувствуют и желают ему «выстоять». Отдают должное его высоким качествам управленца, его выдержанности, уравновешенности, доброжелательности. Пишут, что никакой дополнительной прибавки к окладу благодаря кандидатской степени чиновник не имеет. Губернатор Морозов «более чем положительно» оценивает деятельность Якунина на посту заместителя губернатора. Предприниматель и политик Олег Горячев (более 40 процентов его диссертации 1999 года перекочевало в ученый труд Якунина) сказал, что ему все равно и за давностью лет он готов все забыть.

Но, как говорил классик, есть и высший суд... Другими словами, есть нечто, что у людей называется моралью. Но о чем это? Фиктивные диссертации вполне укладываются в «традиционные ценности» сегодняшней России. Вот если бы кандидатом сельхознаук оказалась женщина с бородой, тогда да, тогда — скандал и бойкот, а так — вполне себе презентабельный мужчина с усами, в костюме и галстуке. В самом деле, мы же не в Америке, где студенты колледжей не дают друг другу списывать, потому что этоcheatingи вообще академическое преступление. Мы и в школе делились друг с другом домашними заданиями, кто по доброте, а кто из боязни, что иначе одноклассники запрезирают. Вынести на защиту копипаст чужого «диссера» выглядит намного более гуманно, чем подломить ларек, например, и тем паче — убить человека. На этом фоне плагиат вообще не преступление, а так, мелкая шалость. Писал же другой классик: «Но ворюга мне милей, чем кровопийца». Так что впору писать философское эссе о христианском прощении копипастеров с научными степенями.

Отношение к ситуации хорошо обобщила член Общественной палаты РФ от Ульяновской области, доктор политических наук Нина Дергунова. Пафос этого короткого телефонного интервью сводился к искреннему «ну и что»: «Ну и что? Якунин же не руководит наукой. А моральный облик — какая интересная категория для нашей страны! У нас министра Мединского подловили на диссертации, он что, написал заявление об отставке? И Якунин не уйдет. Он занимается административной работой, он даже сельским хозяйством теперь не занимается. Зачем ему понадобилась научная степень? В то время он был министром сельского хозяйства. Мы по-разному строим карьеру, мы не знаем, когда что пригодится. Возможно, он, будучи министром, интересовался тогда научными изысканиями».

Удивительно, что большинство комментаторов вообще не волнует проблема научной этики и качества научных знаний в России, их не затрагивает аргумент, который очевиден, например, участнику дискуссии в «Фейсбуке»: «Кто продвигает науку путем плагиата, получает такую науку, что все падает и взрывается. Учить некому, как и лечить. Пропаганда прогресс не делает, а только оглупляет и так малообразованное население». Один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев считает, что Россия погрязла в ворохе фальшивых знаний и подлогов в науке, научные знания продаются и фальсифицируются, поэтому без развитых технических средств ничего не сделаешь и нужен массовый «зачес».

Комментарий из уст самого Александра Якунина, который тот дал корреспонденту интернет-портала Ulgrad.ru, выглядит несколько растерянным, словно чиновника заставили вернуться к тому, что давным-давно «подписано, и с плеч долой».

— В декабре этого года будет восемь лет, как я защитился, причем не в Ульяновске, в Самаре. После этого меня вызывали в Москву в Высшую аттестационную комиссию на повторную защиту, которую ввели в обязательном порядке… Я повторно защищал свою работу перед 25 академиками и получил одобрение… Я не думаю, что 25 ученых со всей страны не правы, а тут девочка, которая закончила институт…

Якунина больше всего остального, больше непонятных моральных аспектов, интересует, кто его «заказал» и почему «девочка» заинтересовалась именно его персоной.

«Разговор на тему ''кто заказал'' — стандартная отмазка, которую мы слышим почти всегда, когда появляется информация, что очередной большой начальник украл чужой текст, — отвечает на это журналист и издатель, еще один отец-основатель «Диссернета» Сергей Пархоменко. — И каждый начальник считает свою ситуацию удивительной, уникальной и невиданной. А на самом деле ситуация простая, примитивная и плоская: они воруют свои диссертации, у них это так принято. Поэтому пусть не удивляются. Разница в том, что одних уже ''распечатали'', а другие еще ждут своей очереди».

Ну вот, распечатали, что дальше? «Если это правда, значит, соответствующие органы решение о присвоении звания отменят, а если Якунин считает, что его опорочили, он подаст в суд», — сказал губернатор Морозов в интервью «Коммерсанту». Сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин, чей эксклюзивный комментарий размещен ниже, объясняет, что со стороны закона чиновнику ничего не грозит, потому что можно обжаловать только ученые степени, присвоенные после 1 января 2011 года. Остается моральная сторона дела, но местные наблюдатели полагают, что Якунин быстро восстановит репутацию, как только спадет ажиотаж в СМИ, а он уже практически стих. Единственное, что пока неясно, — отомстят как-нибудь «девочке» и ее научному руководителю или не отомстят. «Забывать эту историю я не собираюсь, — предупредил Якунин. — Дело в том, что, если по меркам-то брать, я человек не простой, отвечаю за внутреннюю политику, первый замсекретаря партии “Единая Россия”».

Комментарий сооснователя вольного сетевого сообщества «Диссернет» Андрея Заякина:

Неистощимым источником положительных эмоций для меня служат комментарии наших пациентов по поводу поставленных им диагнозов. До сих пор у меня бывают припадки смеха, когда я вспоминаю позеленевшего от страха депутата Вяткина, в холле Конституционного суда объяснявшего нам с Сергеем Пархоменко, что в его диссертации-де были кавычки, да пропали при сканировании. Вот так, видимо, испугались сканера, что со всех тридцати страниц, где они должны были бы быть — взяли и улетели. Такие нынче пошли кавычки, ненадежные, поставишь их на бумагу, а они улетучиваются.

В этом смысле вице-губернатор Якунин войдет в золотой фонд тщательно собираемых нами комментариев наших клиентов. Его аргумент просто великолепен: «Я не думаю, что 25 ученых со всей страны не правы, а тут девочка, которая закончила институт...». Бедному господину Якунину невдомек, что ни апелляция к количеству членов экспертного совета ВАК, ни к их статусу не может опровергнуть прямого факта — того, что более чем на 80 страницах его диссертация совпадает с диссертациями других людей, с которыми он никогда не писал совместных работ. Для того чтобы увидеть это тождество, не надо быть сельскохозяйственным академиком или «экспертом», как то предполагает Нина Дергунова, член Общественной палаты РФ: «Судить о том, был ли в действительности плагиат, могут только эксперты». Нет, это не так! Чтобы видеть, имеет место плагиат или нет, надо просто уметь читать, иметь перед глазами сравниваемые тексты с датами их выхода в свет и иметь в руках списки научных работ их авторов; все это имеется в открытом доступе в публичных библиотеках. Каждый может пойти туда и убедиться в нашей правоте. А для облегчения такой задачи мы выложили таблицы совпадений текстов у нас на сервере; каждый может вычитать эти таблицы и убедиться в том, что в диссертации Якунина появились десятки страниц чужого текста.

Заметим также, что утверждение Якунина о том, что он «защищался повторно» не может быть правдой. В законе попросту нет и не было такой процедуры — «повторная защита». Факт его вызова в Москву говорит о том, что даже ВАКу (который в большинстве случаев и крышует плагиаторов) что-то не понравилось в работе.

Типичным заблуждением, которое часто распространяют плагиаторы, пытаясь отмыться, состоит в том, что «ВАК проверял мою работу на плагиат». Специально разъясняю: это прямая, наглая и сознательная ложь. Сознательная, потому что диссертантам прекрасно известно положение об ученых степенях и известно, что задача регулярной проверки диссертаций на плагиат просто не поставлена законодателем перед ВАКом. Далее, у ВАКа отсутствует техническая возможность для этого: для проверки на плагиат им нужна была бы электронная копия поступившей в бумажном виде диссертации, а изготовление таковой никакими регламентами не предусмотрена, в госзадании на это деньги не выделены. ВАК не проверяет диссертации на плагиат. Не верьте плагиаторам, если они говорят обратное.

Версия для печати