Заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию Виктор Шудегов ("Справедливая Россия") готовит поправки в закон об образованию. Парламентарий хочет оградить учителей от оскорблений и для этого — ввести специальные наказания, приравняв публичные выпады против учителя при исполнении профессиональных обязанностей или применение насилия к нему к аналогичным действиям по отношению к представителю власти. "Мы наблюдаем изменение настроений в молодежной среде — подростки стали особенно агрессивными. Я считаю, что государство должно защищать безопасность педагогов, как это происходит в отношении работников правоохранительных органов, потому что педагоги тоже несут важную для страны и общества службу", — заявил Виктор Шудегов.
Само по себе предложение ввести уголовную ответственность за оскорбление учителей не радует. Правда, школа школе рознь: я работаю в очень приличной московской гимназии с интеллигентными детьми, а некоторым моим коллегам, работающим с другим составом, как в больших городах, так и в малых, иногда приходится терпеть и откровенное хулиганство, и угрозы в свой адрес. В прошлом и позапрошлом годах в Интернете много говорили и о случаях насилия по отношению к учителям. Кстати, это совершенно не относится к сельским школам, там обстоятельства другие. Но у нас уже существует законодательство, устанавливающее наказание и за насилие, и за хулиганство, и проблема вовсе не в том, чтобы усилить ответственность за проявление агрессии к какой-то конкретной социальной группе. Проблема в том, чтобы изменить правоприменение.
Речь идёт не только об уголовной ответственности, но о самых разных видах ответственности. Сегодня школа действительно не защищена, прежде всего потому, что ребёнка, как бы он себя ни вёл и как бы ни учился — а некоторые дети этого совершенно не хотят и в школе им просто очень скучно, — удалить из неё нельзя. Все рассуждения на тему того, что ребёнка из школа можно выгнать — от лукавого. Исключить ребёнка невозможно, потому что есть закон о всеобщем образовании, максимум, что можно сделать, это с колоссальными усилиями обменять одного хулигана на другого. Об этом пишет заслуженный учитель Евгений Ямбург в своей книге: одного ученика мы исключаем, договорившись, что его возьмёт соседняя школа, они исключают одного своего, договорившись, что его возьмём мы.
Поскольку возможности для исключения нет, то и все предшествующие меры, такие как выговор, строгий выговор и прочее, совершенно не действуют. Не действуют двойки — многим детям сегодня неважно, какие у них отметки, а аттестат ни в коей мере не влияет на их поступление в институт.
Наконец, школа поставлена в такие условия, когда она в принципе страшно боится любого конфликта. Во-первых, потому что это плохо влияет на аттестацию, аккредитацию и так далее, а во-вторых, потому что в случае любых проблем именно школу начинают «трясти», подвергать проверкам и работать в ней становится невозможно.
То же самое касается и ответственности взрослых. Вот в Петербурге был случай, когда пришёл папа и поднял руку на учительницу. И есть статья о хулиганстве, которой вполне достаточно, чтобы этого папу посадить. Что еще нужно?
Поэтому речь идёт вовсе не об уголовном наказании, а о восстановлении прав, которые у школы номинально имеются, а фактически отобраны. Прежде всего должен был отменён закон об обязательном всеобщем образовании. Среднее образование должно быть правом, но не обязанностью. Ребёнку должны быть созданы возможности для его получения, но предоставляться они должны только тогда, когда он сам прикладывает усилия, чтобы это образование получить. Если он не учится, хулиганит, терроризирует учителей или, что происходит гораздо чаще, одноклассников, то он должен быть права на получение полного среднего образования лишён. А потом, когда он повзрослеет и перебесится, пусть получает его дополнительным образом через школу рабочей молодёжи, как они когда-то назывались, и желательно — на платной основе. Надо, чтобы была некоторая ответственность. Возможно, в случае более-менее систематического хулиганства в ученика школе должна быть установлена административная, но не уголовная ответственность родителей, штрафы.
Школа не должна превращаться в тюрьму, но она должна иметь некоторые меры принуждения, потому что учение — это труд, иногда довольно тяжёлый, и существует достаточно большая категория детей, которых невозможно убедить в том, что прилагать усилия надо. И никакие, даже самые талантливые, учителя с такими детьми не управятся.
Что касается случаев вроде произошедшего в Сибири, когда несколько учеников систематически избивали пожилую учительницу физкультуры, то мальчикам от роду было больше 14 лет, соответствующая статья имеется, и она должна применяться. То же самое касается и ответственности взрослых. А дополнительная, специальная уголовная ответственность ни к чему, потому что тенденция всё, по возможности, запретить и наказания ужесточить — это нехорошо.