29 июня в Москве в Центральном доме журналиста (ЦДЖ) состоялось очередное заседание Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма». Инициативная группа Конгресса предложила пришедшим на мероприятие наиболее актуальную для обсуждения тему: «Россия в условиях раскола: роль и ответственность интеллигенции».
Желающих принять участие в Конгрессе было немного, так что небольшой зал в ЦДЖ не был заполнен до отказа, о чем слегка посетовал ведущий собрания Лев Пономарев. Добрых людей, пришедших на встречу, я бы отнес к тем праведникам, на плечах которых стоит наш грешный мир, пока еще стоит… Конечно же было очень приятно находиться в таком замечательном обществе, где каждый мог пожать руку собеседнику и быть совершенно уверенным в том, что в будущем ему не придется сожалеть об этом рукопожатии. Однако наше собрание состояло в основном из пожилых людей и представителей старшего поколения, так что в свои 44 года я чувствовал себя на общем фоне «молодым и подающим надежды». Кстати, этот, если можно так выразиться, «возрастной ценз» особенно ярко бросался в глаза в тот момент, когда почтенные участники Конгресса проходили мимо группы крикливых молодых и пышущих здоровьем «нашистов» с подленькими плакатиками, содержание которых я, с вашего позволения, не стану здесь приводить. Если кого-то всерьез интересует содержание (хотя, на мой взгляд, «содержание» – это слишком громкое слово для обозначения того, что было на плакатах) кремлевских заготовок, то все подробности наверняка покажет НТВ и другие сливные каналы.
Так или иначе, назвать атмосферу очередного заседания приподнятой язык не поворачивается. Все собравшиеся – и сидящие в зале, и выступающие на трибуне – были погружены в довольно мрачные размышления, поскольку, в отличие от пропагандистов Кремля, прекрасно понимают, в какое время им пришлось собраться на этот Конгресс. Тем не менее, зал встречал аплодисментами выступления таких ярких ораторов, как Алексей Симонов, Леонид Гозман или Игорь Чубайс, и одобрительно кивал головами, слушая непростые вопросы, которые обращал к своим коллегам Леонид Никитинский.
«Нашисты», просочившиеся в зал, предприняли было попытку сорвать заседание, однако их быстро проводили к дверям, причем даже обычной в таких случаях драки или кидания яйцами, обливания зеленкой и прочих «милых забав» не случилось. Не скрою, что меня несколько удивил такой «мирный исход» кремлевских бульдогов, хотя, как это выяснилось позднее, он не был таким уж мирным. На самом деле это была классическая «спецоперация» отвлечения внимания. Свое черное дело они все-таки сделали.
Возможно, кремлевским не понравились слова Гозмана о том, что все люди смертны, так что и российские проблемы будут в конечном итоге решены «естественным путем». Действительно, разве же можно допускать такие нечестивые речи, пусть даже и в таком нечестивом собрании, каким по определению является Конгресс интеллигенции. Вождь бессмертен – это аксиома любого культа личности. Видимо, поэтому нашисты решили прервать заседание «богохульников», разлив на полу зала ЦДЖ ядовитое вещество, начавшее выделять удушливый запах.
Участникам пришлось в спешке покинуть помещение. На выходе их встречали все те же молодые люди с плакатиками, жаждущие карьерного роста и точно знающие ответ на вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» (имеешь полное право быть тварью).
Фотография ЕЖ