КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПатриотизм в опросах общественного мнения

2 ИЮЛЯ 2014 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

ИТАР-ТАСС

Брутальная политика Кремля в противостоянии с Западом в последние месяцы все больше по сердцу россиянам. Социологи фиксируют небывалый взлет популярности правительства и лично Владимира Путина. Смущает только одно: всецело поддерживая действия и инициативы властей на словах, большинство сограждан по-прежнему не готово участвовать в них личными деньгами.

В четверг Левада-Центр опубликовал результаты очередного опроса населения на предмет одобрения власти и доверия к ней. На вопрос, в правильную ли сторону движутся дела в нашей стране, утвердительно ответили 62% респондентов. Личный рейтинг популярности Владимира Путина достиг и вовсе заоблачных высот: его действия на посту президента России одобрили аж 86% опрошенных.

В свою очередь, две трети россиян, или 66% участников опроса Фонда «Общественное мнение», 15 июня заявили, что работа Путина в качестве руководителя государства полностью отвечают их интересам. Из действий, решений и высказываний президента за последний год больше всего им нравятся присоединение Крыма и Севастополя (29%), политика в отношении Украины (7%), и олимпиада в Сочи (5%). Подавляющее большинство — 73% — поддержало бы Путина на президентских выборах 2018 года. В том же ключе высказываются участники опроса ВЦИОМ: 54% респондентов вообще не видят альтернативы нынешнему главе государства.

Воодушевленные россияне, виданное ли дело, вообще воспылали к властям. Так, 67% аудитории Левада-Центра в позитивном ключе оценивают работу главы кабмина Медведева. Более того, за минувший год с 50 до 36% сократилось число россиян, склонных видеть в наших властях предержащих группу людей, озабоченных только личной карьерой и обогащением. Напротив, с 15 до 22% выросло число тех, кто считает руководство хорошей командой, ведущей страну правильным курсом. Какие уж там жулики и воры.

Словом, картина всеобщего восторга налицо: подавляющему большинству россиян, истосковавшемуся по сладкому чувству имперского величия, очень по душе, как мы куем олимпийские победы и демонстрируем кузькину мать западным партнерам, грозящим санкциями (на которые большинству плевать) и новым железным занавесом (вообще до лампочки). Наш ответ на требования вернуть Крым — почти поголовное одобрение его присоединения.

Дальше — больше. Новый опрос говорит о почти единодушной поддержке согражданами фактического вмешательства в дела на востоке Украины и необходимости поддержать непризнанные ДНР и ЛНР – оружием, деньгами и дипломатией. При этом 40% участников опроса настаивали бы на введении туда российских войск.

Но если с этой светлой стороной российского характера более-менее понятно, то есть и другая. Восторженно поддерживая громкие начинания власти, разжегшие без меры в нации огонь патриотизма, население в массе не готово поступиться ради них своим собственным материальным интересом.

В конце января, накануне открытия олимпиады в Сочи, социологи решили выяснить, готовы ли дорогие россияне пожертвовать на организацию и проведение Игр личные средства. Выяснилось, что такая готовность есть только у 14% респондентов, склонных потратить в среднем 1321 рубль.

Что ж так слабо? Более трети опрошенных (37%) заявили, что их доход делать такие пожертвования не позволяет, еще 33% — что и так уже платят за Олимпиаду из своих налогов.

Аналогичная картина с Крымом: восторгаясь самим фактом его присоединения, россияне не намерены отстегивать на развитие новой территории свои кровные. Нет, пожертвовать на это какими-то гипотетическими пенсионными накоплениями, это с дорогой душой. Благо никто их в глаза не видел, и увидеть, судя по всему, особенно не рассчитывает. Но вот отдать из личного кармана, живые, так сказать, деньги — ни-ни.

Так что с нашими «налог солидарности», как в Германии, не проходит. А как насчет солидарности кредита?

Вот тут на днях председатель комитета Госдумы Харитонов выразил мнение, что соотечественники не откажутся добровольно поделиться собственными накоплениями, чтобы профинансировать развитие Дальнего Востока. Программу, на которую у самого государства, увлеченного более яркими проектами на Западе, денег почему-то нет. Такой заем, выражает надежду Харитонов, не напугает россиян, а напротив, повысит доверие граждан к власти. Законом здесь людей не заставишь, резонно замечает он, выражая надежду на то, что деньги поможет собрать авторитет Путина.

Может, и так — время и Левада-Центр покажут. Хотя весь предыдущий опыт говорит о том, что харитоновские штучки не прокатят. Радуясь Путину, большинство россиян готовы делегировать ему право на важнейшие решения и ответственность за их исполнение, готовы продлить этот кайф и после 2018-го. Это такая зона личного комфорта, покидать которую большинство не желает. Классический пример патернализма, прочно укоренившегося в сознании масс.

Что же, снова всюду клин? Социологи оставляют надежду. Согласно еще одному июньскому опросуВЦИОМ, российская молодежь не признает кумиров — только 2% опрошенных называют таковым Владимира Путина, — предпочитая сосредоточиться на приобретении материальных ценностей.

По мне, в этом есть некий проблеск надежды, что в сознании людей квасной патриотизм и упование на доброго и мудрого царя со временем (может, к выборам?) все же сменится здоровым прагматизмом и чувством ответственности за себя и свою страну.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин


Версия для печати