Церковь и государство
10 декабря 2018 г.
Доходы церкви растут. Верующих прибыло?

ЕЖ/Олендская Мария

Федеральная налоговая служба рапортует, что доходы религиозных организаций за три года выросли почти в три раза, составив в прошлом году 4,6 млрд рублей (в 2011-м было 1,47 млрд рублей). Эти данные оказались в распоряжении газеты «Известия». В Русской православной церкви рост доходов связывают с ростом числа прихожан. «Деятельность церкви расширяется, — говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. — В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы и монастыри Русской православной церкви».

Что дает основания приписать большую часть доходов именно Русской церкви, ведь статистика налоговой службы никак не дифференцирована? На это есть ответ у зампредседателя Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте Романа Силантьева. Подавляющая часть официальных доходов относится к РПЦ, поскольку «у мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. 


ЕЖ/Олендская Мария

Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику».

Поверим Роману Силантьеву, пусть так. Но многое в информации налоговой службы настораживает, поскольку приходит в противоречие со всем, что известно о религиозной жизни разных городов и из статистики, и из социологии. Возьмем, например, якобы самый «набожный» город России Санкт-Петербург — там прихожане потратили в храмах 2,9 млрд рублей, Москва на втором месте — 800 миллионов. Это ж курам на смех.
Во-первых, Москва гораздо больше Питера, и уже одно это должно бы давать большие суммы трат в храмах, ведь вроде нет никаких данных о том, что москвичи отличаются патологической жадностью. Кроме того, Питер славится низким уровнем религиозности, даже число горожан, посещающих рождественские и пасхальные службы, местное УМВД не любит оглашать. Почти по всей стране после больших религиозных праздников УМВД выкладывают на своих сайтах соответствующую статистику., а по Санкт-Петербургу — попробуй найди. В Сети завалялись данные только за 2002 год — 30 тысяч человек, по информации Фонтанки.ру с подачи районных отделений милиции. В Москве тогда тоже было всего-то 90 тысяч, к нынешнему году цифра доросла до 300 тыс., но, увы, сравнить не с чем.


ЕЖ/Олендская Мария


О том же говорит и число родителей, выбравших для своих детей предмет «Основы православной культуры» в рамках многомодульного курса по религиозной культуре и этике, — в Питере таковых 9,46% при средней цифре по стране чуть более 30% (в Москве — 23,43% ). Пришлось провести повторный опрос, чтобы как-то «натянуть» цифру, но и конечный результат весьма красноречив —12,6%. Так что «набожным» Питер никак не назовешь.

Скорее всего не «набожностью» объясняется рост доходов, а тем, как поставлено дело с отчислением налогов, — в питерских храмах с этим явно справляются лучше. Значит ли это, что и дальнейшие выводы о росте числа прихожан некорректны? На мой взгляд, и да, и нет.

Данные социологов на этот счет весьма противоречивы, каждая служба считает по-своему, и у кого-то получается, что паства РПЦ прирастает (ВЦИОМ), у кого-то, что пик пройден в 2009 году, когда православными себя называли 80% россиян, и теперь идет ее усыхание (Левада-Центр). Но, в любом случае, прихожане — еще не значит верующие. Много раз говорилось, что православие для россиян в первую очередь культурная идентичность, способ почувствовать себя частью некоей общности. Теперь эксперты находят у этой общности новые стороны.

ЕЖ/Олендская Мария


Правящая элита, в прежние годы принципиально уклонявшаяся от любой идеологии, с появлением сравнительно массовой оппозиции почувствовала необходимость дополнительно укрепить свое положение и сделала ставку на «традиционные ценности». Так РПЦ превратилась в союзника власти в деле мобилизации политической поддержки. Так что рост числа прихожан вполне может говорить не о миссионерских успехах церкви, а о действенности властной пропаганды. Ведь многие граждане прекрасно понимают, что речь идет по сути о политической кампании.


Фотографии Марии Олендской / ЕЖ













  • Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.

  • РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка

  • Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Ректор МГУ предложил школьникам учить церковно-славянский
9 НОЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить. Тем более что у этой инициативы есть мощные лоббистские ресурсы. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2018
Николай Сванидзе: Думаю, что это такой реверанс в сторону Русской православной церкви, то есть в сторону нашего официоза.
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2018
РИА "Новости": В Русской православной церкви поддерживают предложение ректора Московского университета Виктора Садовничего о факультативном изучении в школах церковнославянского языка
В блогах
9 НОЯБРЯ 2018
Юрий Агапов: Уверен, что нет такой Линии партии и правительства-изучать церковнославянский язык. Это лизоблюдская самодеятельность едросса...
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»
25 ОКТЯБРЯ 2018 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя? Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек».
На пороге новых религиозных войн
22 ОКТЯБРЯ 2018 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Безумие нашей жизни докатилось до вероятности религиозной войны. Поэтому, пусть верующие меня простят, но раз они влезают и портят нашу жизнь (война — это безусловая порча жизни), то нам, неверующим, тоже приходится влезать в их «епархию» и размышлять о догматах веры. Хотя суть проблемы, конечно, далеко не в вере. Вера, как водится, лишь прицеплена последним вагоном к политике.  Так было в 1054 году, когда пришел срок дораспасться религиозному институту бывшей империи по странным на взгляд современного человека поводам — добавление Filioque в Символ веры и употребление опресноков?
Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018 // ИННА БУЛКИНА
Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.
Варфоломей дает томос и получает анафему
12 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Митрополит Галльский Эммануил, представитель Вселенского патриархата, объявил о решении Синода о продолжении процедуры предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии. С этой целью Синод Вселенского патриархата восстановил свою ставропигию (прямое управление) в Киеве, рассмотрел апелляции глав УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича) и восстановил их в священническом сане, то есть снял анафемы, наложенные Московским патриархатом. Кроме того, Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году и предостерег от незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие своих решений.
Прямая речь
12 ОКТЯБРЯ 2018
Сакен Аймурзаев: Признание недействительными анафем Филарету и Макарию. Это очень важно. С сегодняшнего дня оба лидера православных общин — канонические епископы.
В СМИ
12 ОКТЯБРЯ 2018
ТАСС: Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви.

 

Материалы по теме

Прямая речь //
В блогах //
Игры эпохи постмодерна // БОРИС КОЛЫМАГИН
Пасхальные зайцы. Коротко в картинках // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Патриарх, права человека и совесть // ЕЛЕНА САННИКОВА
На круги своя // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Весна духовная // БОРИС КОЛЫМАГИН
В блогах //
В СМИ //
Прямая речь //