В Берлине согласован план перемирия. Третий по счету
Министры иностранных дел Германии, России, Украины и Франции согласовали 2 июля декларацию по урегулированию военного конфликта на юго-востоке Украины. Главы внешнеполитических ведомств договорились также об условиях, на которых наблюдатели ОБСЕ будут допущены на российские контрольно-пропускные пункты на границе с Украиной.
Главное в декларации, состоящей из нескольких абзацев, — призыв к созданию контактной группы, в которую должны войти представители России, Украины, донецких и луганских сепаратистов, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Группа «в самые ближайшие дни уже проведет встречу и договорится об условиях перемирия, которое будет удовлетворять все стороны», добавил российский министр Сергей Лавров. Вроде бы и украинская сторона готова обеспечить скорейший созыв контактной группы. Впрочем, новый глава украинского МИДа Павел Климкин почему-то называл группу «трехсторонней», явно указывая на то, что Киев не считает сепаратистов стороной переговоров. Тем не менее, Франк-Вальтер Штайнмайер, возглавляющий дипломатическое ведомство ФРГ, считает, что «переговоры должны пройти до 5 июля».
То, что контактная группа (если она соберется) обеспечит длительное перемирие, более чем сомнительно. На это указывают очевидные противоречия в позициях. Взять хотя бы уже согласованное российское обещание о допуске инспекторов ОБСЕ и Украины на свои КПП. Киев считает установление контроля над «потоком вооруженных лиц и оружия через границу» условием прекращения огня. В то же время Сергей Лавров заявляет, что представители ОБСЕ должны наблюдать за соблюдением условий нового перемирия на юго-востоке страны после достижения договоренности о нем. «Если перемирие будет использоваться исключительно для перегруппировки сил той или иной стороны и для того, чтобы реализовывать те части плана президента Украины, в отношении которых мы высказывали серьезные сомнения, а именно те части, которые предполагают, что ополченцы либо разоружатся, либо они будут уничтожены — этот путь я категорически не приемлю, считаю, что он губителен для соседней братской страны», — заявил Лавров.
Таким образом, есть все основания полагать, что и нынешний план примирения на юго-востоке ждет судьба женевских соглашений, принятых в апреле, равно как и плана Порошенко. С одной стороны, очевидно, что украинский президент испытывает давление собственных ястребов, уверенных в возможности военной победы. Тем более что именно сейчас, собрав все наличные силы и обеспечив более чем тройное превосходство в живой силе, располагая тяжелыми вооружениями, Киев добивается военных успехов. С другой — Москва, заинтересованная в максимально длительном хаосе на Украине, вовсе не собирается требовать от сепаратистов сложить оружие. К сожалению, практика подобных конфликтов свидетельствует: перемирия заключаются, когда обе стороны окончательно выдохнутся и убедятся в невозможности достичь своих целей военным путем.
Фото ИТАР-ТАСС/ ЕРА