КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВнезапное просветление рассудка

8 ДЕКАБРЯ 2005 г. ЛЕОНИД РУЗОВ
ntv/newsru.com/ej
Неужто полегшало? В прошедшее воскресенье, 5 декабря, Владимир Путин поручил руководителю своей администрации "учесть рекомендации европейских экспертов и озабоченность, выраженную членами Общественной палаты, и в пятидневный срок представить ему проект поправок в закон о некоммерческих и неправительственных организациях для внесения в Госдуму".

Кажется, есть повод для оптимизма независимо от причин неожиданного просветления!
Ведь, согласитесь, в проштампованном Думой проекте "поправок" — а по сути дела в новом законе! — полное безумие и унтерпришибеевщина.

Для всего, что не создано государством, вводится обязательная регистрация. Те, кто раньше могли существовать без регистрации – а именно не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, — теперь обязаны уведомить госорганы о начале своей деятельности. Возможных оснований для отказа — масса, что противоречит Конституции, в статье 13 которой дан исчерпывающий список "запрещённого": насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. А теперь будет простор для произвола... или для "отката". Дальше — больше. По существующему закону у регистрирующего органа есть право контролировать "соответствие деятельности уставным целям" (само по себе абсурдное: представьте, как дяди из Минюста закрывают шахматный клуб, потому что согласно русскому народному обычаю "пешка на проходе пешку ест!"). В новом — появится ещё возможность контроля за текущей финансово-хозяйственной деятельностью. Это лишает общественные организации последних остатков самоуправления. После этого смешным становится само словосочетание "негосударственные организации"!..

Всем понятно, откуда у этого закона ноги растут. Власть всерьёз поверила, что именно неправительственные организации на деньги злого Сороса делают «оранжевые революции».

Замечательно! Сначала российские пиарщики по кремлёвскому подряду использовали эту страшилку на Украине. Сами же этим своим беспардонным вмешательством спровоцировали массовое народное возмущение. А потом ещё сумели отчитаться: мы-де всё сделали правильно, подсчёты дали победу "нашему" кандидату! А революция, мол, это форс-мажор, к которому мы отношения не имеем! Так что извольте "закрыть наряд"! Сделали же всё это безобразие вовсе не мы, а местные неправительственные организации, причём на деньги ужасного Березовского. А мы-с готовы тут же взять подряд на предотвращение подобного форс-мажора — сиречь "оранжевой революции" — в родном отечестве!

Вспоминается анекдот про коммивояжера, который не только продал доильный аппарат хозяину коровы, но и взял эту самую корову в залог. Так Павловский покруче будет.

Вообще-то этот подряд "эффективные политики" готовы были взять ещё в 2001-м, "выстраивая" неправительственные организации на Гражданский форум. Очередь вроде подошла: Думу, регионы и Совет Федерации, политические партии и СМИ — всех "построили". Нужен, типа, новый фронт работ. Но тогда общественность как-то свернула в сторону этот порыв. Следующими по очереди оказались олигархи — но их уже доели. Пришлось вернуться к "недорубам прошлых лет".

Идиотские призывы Пришибеевых "всё и всех построить" случаются не только у нас, но по всему земному шару. Но там, "за бугром", есть всё то, что у нас успешно загнобили: пресса, оппозиция, те же неправительственные организации. Они-то обязательно выведут инициативного дурака на всеобщее обозрение и посмешище.

У нас ситуация сложнее. Кремлёвские и околокремлёвские деятели не только нарисовали себе "бяку-закаляку кусачую" оранжевого цвета, но, будучи лишены заботы и внимания персонала "маленькой психиатрической больницы", всёрьёз поверили в свою же выдумку: "Я её боюся"!
И вот пожалте: принятый в первом чтении законопроект. Хотя и протестовали все и вся, но Дума "одобрила"...

...А Общественная палата — нет, не одобрила, а воспротивилась!
А за ней и президент: "Желаю, - грит, - поправки внести..." Одним словом, лепота, разделение властей, система сдержек и противовесов!

Может, действительно — за пять дней в администрации нашего внезапно прозревшего президента исправят сей дивный документ?

На самом деле всё не так хорошо. И вообще всё не так. Общественная палата всеми своими восьмьюдесятью четырьмя членами возмутилась принятым думцами законом весьма беззубо, и не по сути, а процедурой: "Как же так — без обсуждения с нами, просим отложить!"

Было, впрочем, и другое письмо, вполне по существу: "Этот закон плох в принципе, и его остаётся только выкинуть в мусорную корзину" — но его подписали лишь пятеро членов общественной палаты.
О недопустимости нового узаконения намного раньше Общественной палаты заявляли оба двое "смотрящих" по правам человека: омбудсмен Владимир Лукин и председатель комиссии Элла Памфилова. Последняя лично донесла эту озабоченность до Путина.
И, как сказано в старом фельетоне, "всё завертелось"...

Владимир Владимирович связался с Борисом Грызловым и в не очень парламентских тонах и выражениях выговаривал: "Что, мол, вы там напринимали..." Спикер Госдумы, как мог, ретранслировал это главе соответствующего комитета.

Но отнюдь не рапорты официальных правозащитников стали причиной президентского гнева. Просто с ним об этом уже поговорили. На саммите в Южной Корее Джордж Буш выразил очень и очень серьёзную обеспокоенность. Вот тогда и последовал президентский выговор спикеру.

Всё это было вполне конфиденциально. К концу прошлой недели добавилась реакция европейцев вообще и немцев в частности. Оказалось, что новый закон может испортить погоду в безоблачных российско-германских отношениях. Не приведи Господь, в Дрезден не пустят!

А если серьезно, то под вопросом столь желанные для России в будущем году председание в Совете Европы и проведение саммита "Большой Восьмерки" в Санкт-Петербурге.

Стало ясно, что скандал не удастся замять без публичных ходов. Каковые и были предприняты в виде письма Общественной палаты и заявления Путина.

Интересно, до каких пор для того, чтобы государство осознало собственное непотребное поведение, будет нужен совет чужого дяди? Хотелось бы всё-таки самим достигать результата. Так или иначе, само по себе ничего не исправилось и не исправится. Борьба за самостояние гражданского общества в России только начинается.
Обсудить "Внезапное просветление рассудка" на форуме
Версия для печати