Отжившая монополия
На прошлой неделе «Роснефть» заявила о готовности судиться с Газпромом за право использовать новый трубопровод «Сила Сибири» для экспорта газа в КНР. Дело, конечно, хорошее, но выглядит полумерой, если не паллиативом. Принципиально снять многочисленные противоречия в газовой отрасли способна только структурная реформа Газпрома.
О том, что «Сила Сибири» не резиновая и рассчитана только на поставки газа в объемах, предусмотренных майским «контрактом века» между Газпромом и CNPC, Алексей Миллер заявил на пресс-конференции 27 июня. Отвечая на вопрос о возможности допуска к трубе независимых производителей, глава монополии был краток: «Газпром будет строить газопровод на свои деньги и наполнит его только своим газом с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений». Иными словами, третьим компаниям, буде нашлись бы желающие наладить по «Силе» экспорт собственного сырья,предложено не беспокоиться — свободного места в будущей трубе для них нет.
Заявление получилось сильным, так что самый живой отклик не заставил себя ждать. Во вторник «Роснефть» в пресс-релизе раскритиковала подобную позицию. По мнению НК, она «радикально расходится с задачей развития регионов Сибири и Дальнего Востока и прямо противоречит действующему законодательству». Свои права «Роснефть», если потребуется, готова отстаивать в суде.
Настаивать на своей позиции у Игоря Сечина самые серьезные резоны. «Роснефть» заявляет о намерении поставлять со своих восточносибирских месторождений около 40 млрд кубометров газа, к которым примерно столько же готовы добавить другие независимые производители. В июне на президентской комиссии по ТЭК Сечин уже забросил первый шар в этом направлении, попросив предоставить его компании право на экспорт трубопроводного газа в обход газпромовской монополии. Так что требование обеспечить доступ к новой трубе выглядит вполне логично.
Подобная перспектива Газпрому, ясен день, не улыбается — лишние конкуренты в Китае ему не нужны. Монополия потратила битый десяток лет, чтобы подписать многострадальный контракт сCNPC, а в конце июня объявила о скорой новой сделке, предусматривающей увеличение поставок еще на 30 млрд кубометров в год.
Так что выяснение отношений обещает быть жестким, хотя перспективы у этого дела оказаться в суде не особенно велики — погасить назревающий конфликт скорее всего постараются на уровне правительства. Тем не менее, известную пользу он уже принес. Именно что лишний раз показав, что существующая структура российской газовой отрасли, выстроенная вокруг «естественной» монополии Газпрома, все менее адекватно отвечает современным реалиям, сильно тормозя развитие отрасли.
Начать с пресловутой проблемы доступа «независимых» производителей к газпромовской газотранспортной инфраструктуре. Конфликты на этот счет в прошлом возникали регулярно. А в 2009 году случился прецедент, когда ФАС оштрафовала компанию Миллера на 158 млн рублей за злоупотребление монопольным положением.
С техническими возможностями тоже не все ладно. Один пример: из-за недостаточной развитости региональных газопроводов Россия является мировым чемпионом по сжиганию попутного нефтяного газа. Ежегодно в факельную трубу улетает около 5 млрд долларов. К этому надо добавить упущенную выгоду из-за сдерживания инвестиций в разработку локальных газовых месторождений «независимыми». Возиться и отвлекать ресурсы на такую мелочь, как развитие региональной инфраструктуры для конкурентов, Газпрому не очень интересно. Тем более что их (ресурсов) постоянно не хватает на собственные мегапроекты монополии, которая регулярно отбивает попытки ужесточить налоговую нагрузку на отрасль.
Меж тем расклад сил на газовом рынке в последнее время сильно изменился — и отнюдь не в пользу Газпрома. Так монополии лишь недавно удалось остановить многолетнюю тенденцию снижения добычи газа. Чего не скажешь о «независимых», которые ее все это время наращивали, попутно переманивая к себе газпромовских клиентов. В прошлом году доля внутреннего рынка Газпрома уменьшилась с 73,1% до 72%, а к 2020 году, по прогнозу «Сбербанк CIB», снизится до 53%. Причем именно «Роснефти» пророчат роль главного конкурента.
Так что в сухом остатке мы имеем с одной стороны быстрый рост числа агрессивных «независимых» производителей, несущих неоправданные издержки и упускающих прибыль из-за «прихотей» монополии. С другой — теряющий рынок неповоротливый Газпром, все хуже справляющийся с финансированием своей гигантской инвестпрограммы (если вы не в курсе, «Силу Сибири» предложено оплатить за счет новых налоговых льгот и опережающего повышения тарифа) и компенсирующий свою низкую эффективность нерыночным контролем над базовой инфраструктурой и экспортными сверхдоходами. Которые, к слову, в будущем не гарантированы — западных клиентов монополия Газпрома напрягает не меньше, чем наших. С третьей — бюджет, недобирающий налоги.
Вечно такое положение длиться не может — рано или поздно копящийся под крышкой пар найдет себе выход.
Решить проблему без структурной реформы газовой отрасли не получится. В каком направлении двигаться, тоже понятно. Речь идет о разделении Газпрома на добывающую и транспортную составляющую, которая останется под контролем государства — намеки на подобные преобразования можно найти еще в знаменитой «программе Грефа». Правильность этого пути доказывает успех аналогичных нововведений в энергетике и нефтянке, которые радикально повысили эффективность обеих отраслей и помогли привлечь в них огромные инвестиции, увеличив налоговые отчисления. И в том и в другом — повышении эффективности и инвестициях — Газпром и вся газовая отрасль нуждаются не меньше. Газовая монополия — рудимент, который страна позволить себе больше не может.
На фото: Президент, председатель правления ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава компании "Газпром" Алексей Миллер (слева направо).
Фото ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина