Басманный районный суд Москвы санкционировал заочный арест главы украинского МВД Арсена Авакова, которого СКР ранее объявил в международный розыск вместе с губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским. По версии Следственного комитета, «Аваков, действуя согласованно с Коломойским и другими лицами из числа высших руководителей Минобороны Украины, в период с 12 апреля 2014 года умышленно с целью убийства гражданских лиц организовал и руководил проведением войсковой операции». По версии СК, в ходе этой силовой операции при обстрелах Славянска, Краматорска, Донецка, Мариуполя, в нарушение норм международного права, «умышленно с целью убийства неограниченного числа гражданских лиц общеопасным способом по мотивам политической ненависти применялись системы залпового огня "Град", авиационные неуправляемые ракеты, имеющие кассетную головную часть, и другие виды тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия».
Все это выглядит скорее спектаклем, чем серьёзным судебным актом, как-то связанным с Уголовным кодексом. Сомнительно, что Аваков или Коломойский будут рваться в Россию. Также сомнительно, что за решениями суда последует преследование через Интерпол, потому что вряд ли эта организация признает решения правомерными. Так что это не более чем громкие слова, которые не значат ничего, кроме попытки ввести какие-то «ответные санкции» в отношении иностранного государства.
Для таких мер у судьи должны быть очень чёткие основания, демонстрирующие связь между деяниями, инкриминированными подозреваемому, и вредом, который был причинён. Все должно быть точно доказано: действие, причинно-следственная связь, наступившие общественно-опасные последствия. В этом случае суд может, учитывая все обстоятельства, объявить о заочном аресте. Но в данном случае ничего подобного не произошло, никаких исследований не проводилось. Так можно и приговорить заочно — толку от этого не будет никакого. К тому же те договоры о правовой помощи, которые заключались между Россией и Украиной, скорее всего будут подвергнуты серьёзному пересмотру.
Заявления о том, что Аваков отдал приказ и погибли тысячи людей, совершенно не являются доказательством в суде. Там изучаются конкретные действия и их результаты. В имевших место процессах над главами государств и высшими чиновниками, вроде суда над Слободаном Милошевичем, доказательства были совершенно другими. Те процессы шли очень долго, начинались только после того, как была собрана большаядоказательная база, и проводить аналогию в данном случае нельзя. Потому что тогда надо исследовать вопрос не только о самих боевых действиях, но и о причине этих событий. Преступления против человечества, или человечности, как они трактуются международным правом или нашим законом 51-го года «О защите мира», требуют серьёзнейших доказательств, ответов на вопросы, откуда шли приказы, почему они были отданы. Всего этого в данном случае нет. Перед нами просто слабая политическая мера.
При всём при том нельзя сказать, что такой шаг относительно министра другой страны автоматически означает отказ всему правительству в легитимности. Потому что переговоры с президентом, несмотря ни на что, идут, а иммунитет от ареста у него — внутриукраинский.