КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииИтоги недели. Без суда и следствия…

11 ИЮЛЯ 2014 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

ИТАР-ТАСС

За чередой вполне драматичных событий уходящей недели (а их, прямо скажем, хватало) в относительной тени, на периферии общественного интереса осталось, на мой взгляд, самое для нас с вами значительное, судьбоносное и зловещее. Я говорю о процессе над Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым. А точнее, о мере наказания, которую гособвинение в ходе завершившихся уже прений предложило суду применить к обоим оппозиционерам. По восемь лет лишения свободы в колонии общего режима…

Тут, конечно, уместно задаться вопросом: а что, кто-то рассчитывал на объективное и непредвзятое следствие, в ходе которого тщательно изученные обстоятельства этого вопиющего дела позволят установить безусловную невиновность подозреваемых? Мы разве надеялись, что прокуроры попросят освободить их прямо в зале суда? А коли нет, так в чем же особый драматизм и первостепенное значение этого события? Все знали, что готовится расправа, она и случилась (вернее, случится 24 июля, когда будет оглашен приговор). Не первая и не последняя расправа над узниками Болотной, над представителями российской несистемной оппозиции…

Между тем, мне представляется, что приговор Сергею Удальцову и Леониду Развозжаеву (если он не претерпит коренных изменений) станет новой вехой в развитии отношений между современным российским государством и нашим гражданским обществом. Они перейдут в иное качественное состояние, в другое измерение.

Понятно, что все приговоры по «болотному делу» носят откровенно демонстрационный характер. Кремль ясно и недвусмысленно дает понять, что ни при каких обстоятельствах не согласится мириться с претензиями на власть, откуда бы они ни звучали, кем бы ни декларировались. Ясно уже, что прямым репрессиям будет подвергнут каждый, кто отказывается играть по спущенным сверху правилам. А они, кстати, простые и понятные: хотите в политику, играйте в наши имитационные регулируемые выборы — власть сама определит подобающее вам место в своей иерархии. Задумали обойти наши процедуры, единственная цель которых — навечно зафиксировать статус-кво? Предлагаете реальные сценарии смены власти? Тогда сядете в тюрьму…

Это, разумеется, не вчера сформулированная доктрина. Но впервые, пожалуй, наказание выглядит столь свирепым, столь бесчеловечным, что невольно рождает крамольный вопрос: если государство в лице своей правоохранительной и судебной обслуги может позволить себе так беззастенчиво игнорировать закон и право, если репрессивный механизм выносит уже совершенно драконовские убийственные решения, то в какой мере обычный рядовой законопослушный гражданин должен подчиняться и следовать их законам, производство которых они поставили на поток и бесконтрольно штампуют теперь целыми пачками? Почему им можно, а нам нельзя? Ответ на вопрос вроде бы очевиден: потому что они преступники, а мы — нет. Отлично, говорят сомневающиеся, тогда опишите нам метод, с помощью которого мы будем бороться с этой преступностью. Как мы собираемся ее побеждать, если все легальные, веками опробированные инструменты, как-то: честные выборы, политическая конкуренция, межпартийная борьба — у нас отобраны?

Вот это, на самом деле, ключевой вопрос для всей актуальной российской оппозиции. Вернее, для той, которая претендует на роль актуальной.

Есть еще одно, несомненно, крайне важное обстоятельство, которое позволяет многим гражданам неоднозначно относиться к приговору, которого ожидают Удальцов с Развозжаевым: позиция последних по Крыму и в целом по ситуации в Украине. После того как «Левый фронт» (как, собственно, все левые организации России) фактически одобрил аннексию Крыма и агрессию России в отношении Украины, многие сочли для себя невозможным оказывать дальнейшую поддержку лидеру этой организации.

Да, нельзя не признать, что в оппозиционном движении произошел серьезнейший раскол, что левые организации фактически вычеркнули себя из списка возможных союзников. Но какое это все имеет отношения к тем событиям, за участие в которых наших, пусть бывших, соратников хотят сейчас упечь в тюрьму на долгие годы? Или нам теперь их не так жалко? Теперь их судьба беспокоит нас в гораздо меньшей степени? Вам кажется, что мы обрели моральное право остаться в стороне, со спокойной душой отдать их на съедение? Нет у нас такого права, друзья.

24 июля в Мосгорсуде будет оглашен приговор в отношении Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева. Я предвижу, что он будет страшным, кромешным… И я несомненно приду на это заседание, чтобы поддержать людей, которые многие годы были моими товарищами и соратниками. Но не только поэтому — они не виноваты в том, за что их лишают свободы. Ничего из того, что им инкриминируют, они не совершали…

На фото: Прения сторон по уголовному делу в отношении С.Удальцова и Л.Развозжаева

Фотография ИТАР-ТАСС/MAXIM SHIPENKOV

Версия для печати
 



Материалы по теме

Замоскворецкий check-point // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
Два в одном // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Удальцову и Развозжаеву дали по 4,5 года колонии // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
В блогах //
В СМИ //
Прямая речь //
"Олимпийская" либерализация судебной системы // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В СМИ //
Прямая речь //
В блогах //