На перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии произошла одна из крупнейших катастроф в истории Московского метрополитена. Первые три вагона поезда на скорости около 70 км/ч сошли с рельсов. При резком торможении вагоны были смяты. По последним данным, жертвами аварии стали более двадцати человек. Госпитализированы 136 человек, из них 42 пациента находятся в реанимации. Московский метрополитен давно стоял на повестке дня среди многих транспортных проблем москвичей. Основная беда метрополитена — его перегруженность. А если прибавть сюда отсутствие должного контроля за техническим состоянием...
В первую очередь хочется выразить соболезнование всем родственникам и близким погибших. Произошедшее — чудовищная трагедия, люди ехали по делам, на работу, когда произошла авария. Эта история сравнима с каким-нибудь терактом, но никакого теракта не было. Просто отсутствие должного контроля за техническим состоянием метрополитена. Что именно произошло, пока неизвестно, но были сообщения, что люди уже несколько дней чувствовали какие-то необычные вибрации в поездах на этой ветке. Однако ничего не было предпринято, потому что не отлажена система, которая должна предотвращать такие аварии.
В последнее время мы видим, что различных происшествий в метро становится всё больше. И дай Бог, чтобы сегодняшней аварией всё закончилось, а не началась череда катасроф. Необходимо провести тщательное расследование произошедшего, с участием, в том числе, депутатовМосковской городской думы, которые должны сделать все, чтобы докопаться до сути, возможно, провести парламентское расследование. И отчитаться за это должны не какие-то стрелочники, а чиновники, отвечающие за безопасность нашей транспортной системы, как глава метрополитена, так и глава департамента транспорта, мэр. В принципе после таких катастроф должны быть очень веские основания, чтобы оставить не выборного чиновника на его должности. Но полагаю, что никаких реальных кадровых решений принято не будет, так как у нас никто ни за что не отвечает, потому что некому спрашивать. Если бы был независимый парламент, независимая судебная система, независимые правоохранительные органы — тогда было бы иначе, но, к сожалению, всего этого нет.
Московский метрополитен и до этого происшествия был одной из главных транспортных проблем москвичей. Горожан пытаются пересадить с автомобилей на общественный транспорт. Такая инициатива, в теории, правильна, но тогда и на практике нужно создавать соответствующие условия. А с этим дела обстоят значительно хуже. Например, закупили новые вагоны, но многие жаловались, что они некачественные, неудобные и так далее.
Однако основная проблема метрополитена — его перегруженность. И здесь встают вопросы уже не местного, а общефедерального масштаба. Перегруженность метрополитена связана с тем, что в Москве очень много жителей. Сюда стремятся многие, и людей можно понять — они едут туда, где могут заработать деньги. В результате Россия опустынивается из-за того, что жить можно только в ряде крупных городов, а в остальных местах нет достойной работы, нет социальных лифтов, нет нормальной среды для жизни, культурной и образовательной. Главное — нет ощущения, что людям доступны такие же ресурсы и возможности, как и жителям крупных мегаполисов, напротив, возникает ощущение, что ты прозябаешь на какой-то дикой окраине. Причина — в сущностных характеристиках политики наших властей, в построении вертикали, в том, как устроена налоговая система, и в том, что наше государство практически не федеральное, хотя и претендует на это. Весь этот комплекс проблем всплывает, если всерьез задуматься о работе метрополитена. Потому что можно сколько угодно строить новые ветки и новые дома, но ни одна транспортная система не выдержит, если вся Россия переедет в Москву.
На фото: Россия. Москва. 15 июля. На месте аварии в тоннеле между станциями "Славянский бульвар" и "Парк победы" на Арбатско-Покровской линии.
Фото ИТАР-ТАСС/ МЧС по Москве