Глава российского государства Владимир Путин сделал наконец заявление в связи гибелью малазийского «Боинга». И следует признать, это примечательный во многих отношениях документ. Размещенное в час ночи на президентском сайте, заявление должно было бы сообщить городу и миру нечто чрезвычайно важное. Но вместо этого кормит характерными для Путина софизмами: «Если бы 28 июня боевые действия на востоке Украины не были возобновлены, то и этой трагедии наверняка бы не произошло». На самом деле трагедии не произошло бы, если бы Кремль, взбешенный киевским Майданом, не развязал бы гражданскую войну на востоке Украины.
И теперь призывы к миролюбию и взвешенности, в общем, похвальные в устах лидера страны, выглядят, мягко говоря, странно в контексте произошедшей трагедии. Что могут, к примеру, означать слова «Такие события должны не разъединять, а объединять людей». Что следует объединиться с убийцами трехсот ни в чем не повинных людей? Самое же поразительное в этом документе — то, чего в нем нет. А именно требования найти и покарать убийц. Словно российский президент уже знает их имена. И за словоблудием о необходимости мирного разрешения конфликта скрывает свои попытки отмазаться от этой истории. Вообще заявление Путина свидетельствует о глубочайшей растерянности.
Дело в том, что за минувший уикенд Запад пришел в себя от шока и определился с позицией. Для Кремля эта позиция ничего хорошего не означает. Госсекретарь США Джон Керри дал несколько интервью ведущим американским телеканалам. Не обвинив Россию прямо в этом преступлении, он тем не менее заявил, что Москва снабдила ополченцев средствами ПВО, которыми был сбит малазийский самолет. Так, выступая на «Си-Эн-Эн», Керри заявил:«Вполне ясно, что это были системы, доставленные из России». «Мы точно знаем, что в последний месяц на Украину из России поступила крупная партия вооружений, — подчеркнул госсекретарь. — Несколько недель назад был отправлен конвой со 150 единицами военной техники». По его словам, США располагают радиоперехватом переговоров сепаратистов о доставке из России зенитно-ракетного комплекса «Бук» (SA-11). Госсекретарь настаивал: «Имеются ясные указания на (вину) сепаратистов».
Из слов главы внешнеполитического ведомства США со всей определенностью следует: США усилили давление на западноевропейских союзников, дабы побудить их к решительным действиям. «Мы надеемся, что некоторые страны Европы, которые не спешили действовать, теперь проснутся», — сказал госсекретарь.
Не менее решительные заявления сделали британские руководители. Премьер Дэвид Кэмерон весьма жестко (если верить его представителям) поговорил с Путиным. Он заявил российскому президенту, что к трагедии привелаподдержка украинских сепаратистов со стороны. Кэмерон призвал Путина «изменить курс и работать на достижение стабильности на востоке Украины». Ранее глава внешнеполитического ведомства Великобритании Филипп Хаммонд пошел еще дальше, заявив, что «Россия рискует стать парией». «В нашем арсенале есть инструменты, которые мы можем применить к России. Мы можем нанести ущерб российской экономике», — сказал он. Наконец, министр обороны Великобритании Майкл Фэллон в интервью назвал Россию «спонсором терроризма», добавив, что русские должны «убраться с востока Украины, оставив Украину украинцам».
Все это, похоже, возымело действие. Лидеры Германии, Франции и Великобритании заявили о готовности наложить на Россию новые санкции, если Путин не примет срочных мер для облегчения международного расследования причин трагедии. Для обсуждения этого вопроса завтра соберутся главы внешнеполитических ведомств ЕС.
Сегодня вечером должно состояться голосование в Совете безопасности ООН по проекту резолюции, внесенной Австралией. В отличие от заявления российского президента она призывает привлечь ответственных за гибель людей к правосудию. По некоторым данным, в резолюции предлагается возложить расследование на полицейскую миссию ООН. Россия попыталась внести некие поправки, а также подготовила собственный проект резолюции, где предлагает поручить следствие Международной организации гражданской авиации. Однако не слишком вероятно, что в нынешней ситуации мнение Москвы будет принято в расчет.
Все это сильно напоминает то, что происходило в сентябре 1983-го после уничтожения южнокорейского «Боинга». Если до этого в мире воспринимали слова Рейгана о том, что СССР — «империя зла», как некую риторическую фигуру, то после гибели нескольких сотен людей в это поверили… Похоже, Россия находится в шаге от того, чтобы превратиться в страну-изгоя.
Фотография kremlin.ru