Гражданские инициативы
22 ноября 2024 г.
Пять НКО пополнили список иностранных агентов

Министерство юстиции внесло в реестр «иностранных агентов» еще пять некоммерческих организаций. Это правозащитный центр «Мемориал», ассоциация «Агора», фонд «Общественный вердикт», калининградская общественная организация «Экозащита! — Женсовет», а также организация «Юристы за конституционные права и свободы» (ЮРИКС). Организациям, которые попали в реестр «иностранных агентов», придется каждые полгода предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет об их деятельности и персональном составе руководящих органов. Каждый квартал они также должны отчитываться об использовании средств, полученных из-за рубежа. Их бухгалтерия подлежит обязательному аудиту, а все распространяемые ими материалы должны содержать пометку о том, что распространяются они иностранным агентом.

НКО, не соблюдающие эти требования, подвергаются административному наказанию в виде штрафа. Должностных лиц могу обязать выплатить от 100 до 300 тысяч рублей, а юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.


ИТАР-ТАСС

Такое решение значительно осложнит работу этих общественных организаций. Это для того и делается, чтобы осложнить им работу. А смысл этого усложнения даже не юридический, а скорее, морально-психологический. Потому что понятно, что сам термин выбран далеко неспроста. Чисто юридически «иностранный агент» звучит вроде бы нейтрально, но на практике — совершенно ужасен, потому что вызывает вполне определённые исторические коннотации в сознании любого человека, имеющего отношение к России, на любом уровне. Иностранный агент — шпион и диверсант, это всеми так и воспринимается. И цель этого действия — закидать грязью уважаемые правозащитные организации с хорошей и прочной репутацией, уронить их в глазах общественного мнения. Потому что теперь они будут восприниматься как агенты иностранных разведок. Просто выстраивается такой ряд: либералы – правозащитники – шпионы.

Кроме всего прочего это ещё и определённый знак, отмашка разнообразным компетентным органам о том, что, если организация попала в список иностранных агентов, к ней надо относиться соответствующим образом. В результате это очень сильно ударит по их репутации, а также заметно затруднит функционирование, в том числе — и в материальном плане. А эти организации, как правило, не могут похвастаться большой зажиточностью.

На данный момент у властей нет общей идеи, что они хотели бы сделать с этими организациями в принципе, они об этом не задумываются и играют с ними, как кошка с мышкой. Если придётся ликвидировать окончательно — ликвидируют. Тут всё зависит от того, как будут выглядеть позиции России на международной арене. Если «железный занавес» опустится, то понятно, что будет не перед кем гарцевать и распушать хвост, что вот, мол, у нас есть свои правозащитные организации. А если «железный занавес» окажется с дырками, и через него что-то будет видно, то могут и поддержать на плаву, по возможности взяв под контроль. В этом вопросе власть старается оставить для себя пространство для манёвра.


На фото: Россия. Москва. 21 ноября. Надпись "Иностранный агент. Love USA", нанесенная неизвестными на здание правозащитного центра "Мемориал" в Малом Каретном переулке.

Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов













  • Николай Сванидзе: Имидж гуманиста Путин себе не выстраивает, но он старается выглядеть как человек, прислушивающийся к чаяниям простых людей.

  • РИА Новости: Инициатива содержит пять основных положений: поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка тех, кто... проводит демократические реформы, продвижение "технологий ради демократии"...

  • Аркадий Дубнов: Милость царская воодушевляет и гневливость его в отношении нерадивых бояр, насаждающих бесправие за пределами чертогов царских, утешает нас сирых.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Зима демократии
10 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Байден призвал защитить демократию в мире и дал на это 424 млн долларов. Муратов потребовал от США и России избавиться от клейма иноагентов. Путин не против освобождения китов и ректора Шанинки, а про Мемориал сказал, что тот защищает террористов и нацистов. Сегодня 10 декабря — День прав человека, поскольку 79 лет назад, 10 декабря 1948 года, Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Накануне президент США Байден открыл организованный им саммит демократий и во вступительном слове выразил тревогу по поводу ослабления демократических институтов по всему миру. Он призвал лидеров государств «взяться за руки», чтобы показать, что демократия возможна.
Прямая речь
10 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Имидж гуманиста Путин себе не выстраивает, но он старается выглядеть как человек, прислушивающийся к чаяниям простых людей.
В СМИ
10 ДЕКАБРЯ 2021
РИА Новости: Инициатива содержит пять основных положений: поддержка независимых СМИ, борьба с коррупцией, поддержка тех, кто... проводит демократические реформы, продвижение "технологий ради демократии"...
В блогах
10 ДЕКАБРЯ 2021
Аркадий Дубнов: Милость царская воодушевляет и гневливость его в отношении нерадивых бояр, насаждающих бесправие за пределами чертогов царских, утешает нас сирых.
Беседы с Никитой Кривошеиным: Белое дело, Сопротивление, ГУЛАГ, возвращение в Париж
2 НОЯБРЯ 2021 // НИКИТА КРИВОШЕИН
Эти «беседы» ко Дню жертв политических репрессий — выжимка из пятисерийного фильма «Не будем проклинать изгнанье». Серии снимались несколько лет, и авторам фильма очень повезло: им удалось запечатлеть и увековечить последних оставшихся потомков русских семей, которые не погибли в ГУЛАГе и еще не нашли своего «убежища» на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В этом фильме я вспоминаю о том, как сложилась жизнь кривошеинской семьи. В начале 90-х мне казалось, что страница страданий России будет окончательно перевернута, что страна, прошедшая ужасы сталинизма, арестов и настоящего геноцида собственного народа, наконец обратится в будущее и осознание прошлого будет замечательным стартом для построения этого будущего. Казалось, что выработался коллективный иммунитет! Увы, никогда не говори «никогда». Прошло 30 лет, и мои надежды не оправдались.
Освобождение не приходит извне
23 ДЕКАБРЯ 2020
Автор опубликованной недавно в «Московском комсомольце» статьи о необходимости немедленно остановить «конвейер» «Последнего адреса» [1], скромно подписавшийся «внук репрессированного офицера Красной Армии», не­осторожно призвал всех неравнодушных принять участие в обсуждении проекта «Последний адрес». Думаю, что ни «внук репрессированного» Дмитрий Кузьмин (на самом деле — заместитель начальника Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина), ни активисты проекта не ожидали такой бурной ответной реакции: помимо ответа «Последнего адреса», также опубликованного на страницах «Московского комсомольца» [2], было несколько возмущенных пуб­ликаций в разных изданиях и еще множество открытых писем в социальных сетях от людей, которых письмо Кузьмина задело лично.
Перспектива репрессий
16 ДЕКАБРЯ 2020 // ГРИГОРИЙ РЕВЗИН
На меня произвел большое впечатление скандал вокруг «Последнего адреса» — Сергей Пархоменко подробно рассказывал о нем на «Эхе», а у него на странице в FB собраны более-менее все материалы. Решил написать про это. Знаменательно, когда Александр Шохин, соратник Егора Гайдара, теперь вот президент Высшей школы экономики, начинает бороться с «Последним адресом». Указывая, взвешенно и аккуратно, что в сталинском терроре не все так однозначно, не стоит устанавливать таблички на домах, откуда забирали людей, чтобы их расстрелять, надо разобраться детально, не был ли расстрел в некотором смысле правильным и разумным — позиция, подробно изложенная в статье нынешнего соратника Александра Шохина Дмитрия Кузьмина. На мой взгляд, начиная, скажем, с дела Гасана Гусейнова, стало неудобно признаваться, что ты профессор ВШЭ (коллеги, я говорю только о себе), но это обстоятельства нашего прекрасного времени. А вот что, оказывается, и реформаторы были такими, как бы это выразиться… людьми — это остро и свежо.
«Последний адрес» — не конвейер, а человеческое сообщество
16 ДЕКАБРЯ 2020 // ПОСЛЕДНИЙ АДРЕС
Гражданскую инициативу остановить невозможно: это труд людей для памяти людей о трагедии людей Вице-президент РСПП Дмитрий Кузьмин предложил провести широкое обсуждение гражданской инициативы «Последний адрес», вызвался выслушать все «за» и «против», обобщить и обнародовать результат. Результат этот, впрочем, Дмитрию Владимировичу заранее известен, поэтому, даже не начав собирать предложения и замечания, он переходит к обнародованию плана предстоящих оргвыводов: «Только все вместе мы остановим этот конвейер «Последнего адреса»! Для начала, сравним две цифры: 29 декабря 2019 года в немецком городе Меммингене был установлен 75000-й по счету «Камень преткновения» — индивидуальный памятный знак в рамках общеевропейского мемориального проекта «Stolpersteine»; почти параллельно с этим, 7 февраля 2020 года, в городе Гороховец была установлена 1000-я табличка российского гражданского проекта «Последний адрес».
Прямая речь
16 ДЕКАБРЯ 2020
Анна Наринская: у меня есть какое-то невероятное чувство, что ... этот проект станет жертвой отсутствия общественного договора в его широком и узком понимании...
В СМИ
16 ДЕКАБРЯ 2020
The New Times: Г-н Кузьмин хочет стереть память о замученных сталинским режимом людях, память, которая уже ампутирована из мозгов и душ наших сограждан.