Комитет постоянных представителей стран ЕС согласовал новый пакет экономических санкций против России. Они распространятся на восемь человек и три компании. В списке оказались первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Алексей Громов, а также близкие к Владимиру Путину председатель совета директоров банка «Северный морской путь» Аркадий Ротенберг, крупнейший акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук и второй акционер банка «Россия» Николай Шамалов.
Европа очень хотела избежать новых санкций, но после трагедии с самолётом сделать это было уже невозможно, общественное мнение отнеслось бы к такому поведению без понимания. В результате санкции расширены в двух направлениях. С одной стороны — персональные санкции. Тут выдержан некий баланс: в списке представлены, в том числе, малоизвестные фигуры из самопровозглашенной Донецкой народной республики, которых в Европе с готовностью включают в проскрипционные списки, увеличивая таким образом число фигурантов. Потому что понятно, что ни у кого из этих людей нет интересов на Западе и нет серьёзного влияния.
Вторая часть фигурантов — близкие к Кремлю предприниматели. Стоит обратить внимание на то, что среди них нет Геннадия Тимченко, компания которого собирается строить болгарский участок Южного Потока. Видимо, по поводу этой персоны в Европе пока нет консенсуса, но если события и дальше будут развиваться по сценарию эскалации, это может измениться.
Кроме того, приняты наконец секторальные санкции, касающиеся финансовых институтов, поставок оружия и оборудования для добычи нефти. Этих шагов Европа также старалась избежать, но ситуация изменилась, к тому же активную роль играет Америка и группа стран, которые с самого начала занимали более жёсткую позиции в отношении России, плюс ужесточилась позиция Германии. В результате секторальные санкции всё-таки приняты, хотя и здесь налицо некоторые компромиссы: например, оборудование для добычи нефти вошло в списки, что может ударить по российским шельфовым проектам, но оборудование для добычи газа, гораздо более важное для Европы, не включено. А санкции в отношении поставок оружия позволяют французам завершить сделку с «Мистралями».
Теперь вопрос в том, договорятся ли относительно Украины. Если нет, то секторальные санкции могут начать расширяться. Проблема в том, что возможностей для переговоров становится всё меньше, пространство для манёвра сужается. Украинские войска ведут наступательную операцию, что уменьшает возможность для России сказать, что она выиграла, или хотя бы не проиграла, согласившись на какой-то почётный вариант отступления. Долгоиграющие компромиссные варианты уже проехали, причём не только в отношении украинцев, но и во взаимоотношениях России и Запада, которые после трагедии с «Боингом»находятся на самом низком уровне за всю современную историю. Конечно, какие-то возможности для соглашения всегда есть, но сейчас они очень ограниченны.
Скорее всего, в краткосрочной перспективе, в ближайшие несколько месяцев, санкции не дадут ощутимого эффекта. Но в среднесрочной перспективе, например, через год, последствия могут быть уже весьма заметны. Может остановиться экономический рост. До последнего времени исследования говорили, что у России он и так слабый, особенно для страны с развивающейся экономикой, но санкции могут привести к тому, что его не будет вообще. А отсутствие роста и увеличение инфляции приведут к понятным проблемам для экономики: снижению деловой активности и уменьшению инвестиций. Страну, которая находится под санкциями, инвесторы в любом случае стараются обходить. Конечно, есть рисковые предприниматели, которые, наоборот, пытаются вкладывать, но большинство предпочитает вести себя максимально осторожно. Это ведет к тому, что санкции отрицательно влияют на области, не обозначенные в проскрипционных списках напрямую. Не говоря уже о том, что принятое решение — прецедент для новых мер: приняв их, европейцы перешли Рубикон и теперь барьера к принятию санкций третьего уровня нет.
При этом люди, попадающие под персональные санкции, на ситуацию повлиять не могут. Конечно, в России политика соединена с экономикой. Но когда речь заходит о принятии внешнеполитических решений, не рутинных, связанных с поддержкой тех или иных стран инвестициями, а глобальных, Кремль действует самостоятельно. Вопросы безопасности и геополитические проблемы для современной российской власти приоритетны по отношению к интересам тех или иных персон. Поэтому вряд ли их прямое воздействие будет результативным. Серьезные проблемы экономики, буде они возникнут, способны оказать влияние на ситуацию, но конкретные игроки едва ли смогут это сделать.
Фотографии ИТАР-ТАСС