Майдан — символ украинской революции. А символы надо беречь
Попытка разгона киевского Майдана (а вернее, того, что от него осталось) совпала с серьезными перестановками в украинском руководстве — в отставку отправлен секретарь Совбеза Андрей Парубий, один из главных ответственных за силовую операцию на востоке страны. Но если с Парубием вопрос уже решен, то будущее Майдана пока туманно. Итоги четвергового противостояния в центре Киева — десяток задержанных активистов и почти пятьдесят пострадавших милиционеров, с которыми по сложившейся уже традиции защитники Майдана не слишком церемонились: в ход шли и покрышки, и палки, и коктейли Молотова.
Прямо скажем, решение освободить площадь силовым путем вряд ли можно назвать разумным. Власти, несомненно, должны сделать все от них зависящее, чтобы избежать силового сценария. Возможно, сегодняшний Киев и не выйдет биться за тех, кто продолжает жить в палатках, но осадок, как говорится, все равно останется и украинцы разгон Майдана точно не одобрят, а при случае (например, на следующих выборах) припомнят эти события и мэру Кличко, и президенту Порошенко.
Прямой связи между отставкой Андрея Парубия и происходящим сейчас на Майдане нет. Потому что за людьми, которые до сих пор остаются на Майдане, никто из серьёзных политических игроков не стоит. Это маргиналы или люди, которым сложно вернуться к обычной, нормальной жизни, причём в последнее время их становится всё меньше и они становятся всё маргинальнее. Чашу терпения властей переполнили недавние силовые акции с участием людей, которые называли себя «представителями самообороны», например, захват ресторана. В результате лагерь было решено убрать. Но тут, пусть и в усеченном масштабе, сработала та же логика, которая в своё время проявилась при Януковиче: как только людей начинают разгонять, они начинают защищаться и даже вызывают к себе симпатию со стороны тех, кто до этого был к ним равнодушен или относился плохо. В четверг в противостоянии участвовало всего человек 150, но они применили весь проверенный арсенал: подожгли шины, часть палаток и даже стали кидать в правоохранителей какие-то предметы. Те отступили, так как никому не хочется получить славу «разгонщиков Майданов».
В принципе властям, конечно, не следовало идти на обострение, достаточно было бы потихоньку разбирать баррикады, как и происходило последние месяцы, и ждать холодов, чтобы желающих стоять на площади, фактически без определённой цели, становилось все меньше. Но теперь осталось два пути: либо пытаться всё-таки настоять на разблокировании проезжей части, а речь идёт только об этом, либо ждать, что более актуальные проблемы вытеснят эту. Инициативу в данной стуации пытается проявить даже не центральная власть, а городская, которая считает, что это «некрасиво» и вредит имиджу города. Но в такой острый момент, как сейчас, акцентировать на этом внимание не стоит.
В принципе люди на Майдане утверждают, что они там стоят, чтобы контролировать центральную власть. Мол, «мы победили, и должны теперь оберегать свою победу», и с этим как раз согласно большинство общества. Но эти люди также утверждают, что именно они — продолжатели того Майдана, который стоял с ноября по февраль, и лозунги у них, в общем, те же. Конкретные претензии нынешним властям они не предъявляют, разве что по отдельным поводам. Сегодня у них прямо спрашивали: зачем вы здесь? На что последовал ответ: мы защищаем интересы пацанов, воюющих на востоке! Но против них стояли те самые пацаны, специальное отозванные с востока, батальон «Киев-1», так что вся концепция противостояния казалась сомнительной.
Никаких антивоенных лозунгов со стороны этих людей не звучит. Один раз на этой неделе на площади собрался митинг женщин, называвших себя «солдатскими матерями», но на вопросы журналистов, у кого, кто и где воюет, ни одна ответить не смогла. Территориально это тоже происходило на Майдане, но постоянно этих женщин там нет, и их не никто знает.
Так что падение популярности Порошенко пока не фиксируется. Есть те, кто относился к нему критически с самого начала и вспоминал разные «отрицательные» факты его биографии, но новых претензий пока не добавилось. Усталость от войны с ним не связывается, даже наоборот, есть надежда, что сейчас он может достаточно быстро завершить операцию. Но если нет, то имиджевые проблемы у него появятся, и они смогут сказаться даже на приближающихся выборах в Верховную раду.
Что касается отставки Андрея Парубия, то очевидно, что он с Порошенко не сработался. Неизвестно, было ли решение заменить его на «твёрдого порошенковца» установкой самого президента или сам Парубий выразил желание уйти, информация об этом не просачивается. Скорее всего, отставка так или иначе касается операции на востоке, потому что на первых порах именно Парубий руководил силовыми действиями Украины. Причём руководил не очень удачно, потому что Киев тогда не смог выработать внятной позиции по Крыму и в ходе событий в Донецкой и Луганской областях. Но при это сказать, что он совсем не эффективен, нельзя, всё-таки ему приходилось работать в условиях, когда почти никакие институты новой власти не работали, а силовые в особенности. Разговоры о том, что эта отставка неизбежна, шли уже давно. Можно также предположить, что это связано с предстоящими выборами, на которых Парубий может выступить как один из лидеров какой-то партии или даже как самостоятельная фигура.
В целом жаль, что он уходит, потому что сама коалиционность нового украинского руководства разрушается. Оно становится всё более двухпартийным: люди Порошенко и «ударовцы», и всё меньше людей представляют другие партии, даже «Батькивщину» и «Свободу». «Свободу», конечно, не очень жаль, но сам факт сужения коалиции у власти расстраивает. При этом Андрей Парубий был известен как политик последние лет 15, нельзя сказать, что он «родился» именно на Майдане. И в составе правительства по-прежнему есть люди, не обладавшие большой известностью до событий этой зимы: министр здравоохранения, министр культуры и так далее. Хотя понятно, что сегодня это не ключевые персоны.
На двух верхних фото: Украина. Киев. 7 августа. Активисты Майдана во время акции протеста против освобождения площади Независимости от баррикад для подготовки к проведению военного парада по случаю Дня независимости Украины 24 августа.
Фото ИТАР-ТАСС/ ЕРА / SERGEY DOLZHENKO
На фото внизу: Украина. Киев. 14 марта. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Парубий, назначенный указом А.Турчинова, избранного Верховной радой и.о. президента Украины, выступает во время отправки отрядов самообороны Майдана на военные учения на полигон в Новые Петровцы на площади Независимости.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян