По словам министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, Россия и Украина могли договориться о поставках гуманитарной помощи в юго-восточные области Украины. «Хорошо, что между Россией и Украиной, кажется, достигнуто принципиальное согласие о поставках гуманитарной помощи — на условиях, согласовать которые сможет контактная группа», — объявил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая на пресс-конференции в Берлине в минувшее воскресенье. Глава немецкого внешнеполитического ведомства подчеркнул, что гуманитарная помощь должна доставляться на Украину только «при поддержке украинского правительства» и под эгидой международных организаций. Условия Киева обнародовал президент Украины Петр Порошенко: миссия должна быть международной, «безо всякого военного сопровождения», поступать «исключительно через пункты пропуска на границе, которые контролируются украинскими пограничниками, и в сопровождении украинских военных для обеспечения безопасности миссии».
Российские власти подтвердили готовности выполнять требования украинской стороны. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия согласовала с Киевом и Международным комитетом Красного креста оказание гуманитарной помощи Юго-Востоку Украины и надеется, что Запад не будет мешать.
Судя по всему, это — чисто дипломатический манёвр. Президент Порошенко не хотел выступать злодеем, который не позволяет провозить помощь в пострадавшие регионы. Но он настоял на своих условиях поставок этой помощи. Она должны проходить под контролем украинских военных, чтобы под видом «гуманитарки» не ввозилось вооружение. В любом случае реальные поставки помощи вряд ли будут очень масштабными. Речь, скорее, о том, чтобы обе стороны - российская и украинская - смогли «сохранить лицо». Теперь надо посмотреть, как это заработает. На данный момент поставки согласованы только теоретически, механизмы ещё обсуждаются.
В реальности всё происходит волнообразно. Россия то «поднажимает», то делает шаг назад, а окончательные планы по-прежнему непонятны. Сейчас АТО опять идёт успешно, и на этом фоне вновь начались разговоры о том, что Путин «сливает Новороссию». Но, скорее всего, в Кремле финального решения всё ещё нет, ситуация отслеживается. Какие объёмы негуманитарной помощи идут сепаратистам, мы не знаем, некоторые эксперты говорят, что в последние несколько суток они уменьшились, хотя достоверных данных об этом нет ни у кого, кроме спецслужб.
Гуманитарные грузы предназначены для жителей городов, находящихся под контролем ДНР и ЛНР. Населённые пункты, которые уже освобождены, снабжаются всем необходимым с территории Украины. И тамошним жителям, после того, как они побывали в зоне боевых действия, уже нравится всё, что сейчас у них происходит. Такие мелочи, как отсутствие горячей воды, никого не смущают. Гуманитарная катастрофа им не грозит, но она возможна в окружённых городах — в Шахтёрске, Торезе или Луганске. Там мирному населению очень плохо. Конечно, люди продолжают оттуда уезжать, когда есть возможность. Даже из Донецка ходят поезда, несмотря на окружение, и, проехав через двойной кордон постов, мирные жители могут покинуть зону боевых действий. Но понятно, что в ближайшие дни обстановка там будет только ухудшаться.
Если верить сообщениям военных, за последние несколько дней удалось разомкнуть коммуникации между Донецкой и Луганской областями. Фактически, это означает, что наиболее боеспособные силы ДНР во главе со Стрелковым оказались заблокированы в большом «котле», включающем Донецк, Горловку, Макеевку. В результате им будет достаточно трудно получать снабжение со стороны России или уйти в Луганскую область, ближе к границе. Сейчас они находятся в классическом окружении, хотя в Славянске Стрелков уже показал, что способен из окружения выйти, но не факт, что у него это получится второй раз. Основные бои сейчас будут, скорее всего, там же, где они шли в конце июля: Торез, Снежное и Ровеньки. Если украинские силы возьмут эти населённые пункты, то сепаратистская территория окажется разрезана на два локальных участка, один из которых окружён уже сейчас. Правда, в другом есть выход на российскую границу, близко подходить к которой украинские силы вряд ли захотят, потому что хлебнули там горя из-за обстрелов.
Политически для Порошенко очень важно, чтобы операция развивалась с положительной динамикой. Главное для него не взять Донецк как можно быстрее, а избегать крупных поражений и обеспечивать движение вперёд. Но понятно, что ко дню парламентских выборов боевые действия в идеале должны быть закончены. Но то, что Донецк или Луганск формированным штурмом брать не будут, уже всем понятно и об том много говорилось в СМИ, так как этот сценарий повлечёт большие потери среди военных и, самое главное, среди мирного населения. В целом, общество готово к тому, что всё будет происходить постепенно, хотя, сколько именно времени люди готовы дать президенту, оценить сложно.
На фото: Германия. Берлин. 2 июля. Министры иностранных дел Украины, Германии, России и Франции Павел Климкин, Франк-Вальтер Штайнмайер, Сергей Лавров и Лоран Фабиус (справа налево) во время пресс-конференции по итогам встречи по вопросу урегулирования ситуации на Украине.
Фото ИТАР-ТАСС/ ЕРА