Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил в интервью агентству Reuters, что Россия разрабатывает возможные дополнительные ответные меры на случай введения странами Запада новых санкций. «Прорабатываются различные варианты. Мы неоднократно заявляли, что Россия не сторонник санкционной риторики и не является ее инициатором. Однако в случае, если наши партнеры продолжат эту неконструктивную и даже разрушительную практику, будут разработаны дополнительные меры реагирования», — сказал Песков.
Информация о том, какие именно меры прорабатываются правительством, накануне стала достоянием российской прессы. Под удар рискует попасть импорт автомобилей, медицинской техники и оборудования. Ограничения возможны в области авиастроения и других отраслях промышленности. Самой обсуждаемой мерой стал возможный запрет на ввоз американских, европейских и японских автомобилей. Однако в то, что правительство решится прибегнуть к этой мере, верится с трудом. Если одно только повышение автомобильных пошлин едва не закончилось революцией в Приморье и на Дальнем Востоке, где впору вводить левостороннее движение, запрет на импорт японских автомобилей может привести к непоправимым последствиям для целостности страны.
Уже сейчас регион сильнее остальных страдает от ограничений продовольственного импорта. Цены на отдельные продукты питания подскочили на 20-60%, а некоторые товары и вовсе пропали с полок магазинов. Поэтому, если и будут вводиться какие-то ограничения на импорт автомобилей, для Приморья, скорее всего, будет сделано исключение.
Между тем, гораздо более катастрофические последствия повлечет за собой запрет на ввоз медицинской техники и оборудования. По данным портала BFM.ru, в настоящее время на рынке медицинских товаров российские производители занимают не более 20%. Причем речь идет о дешевых товарах, вроде хирургических салфеток или простейшего диагностического оборудования. Более сложную американскую или европейскую технику заменить просто нечем. Качество медицины в России в случае введения эмбарго может упасть до уровня африканских стран.
Все это чиновников, похоже, не смущает. Члены правительства и околокремлевские эксперты хором убеждают население в благотворном влиянии торговых ограничений для отечественного производителя. В качестве последнего аргумента вытаскиваются на свет призывы к укреплению экономической безопасности России. Кремлевская пресса с упоением перечисляет потери, которые несут из-за российских санкций европейские страны. Роскомнадзор с охотничьим азартом выискивает в магазинах запрещенные товары. Торговая война набирает обороты.
Между тем, никто не потрудился задать себе простого вопроса, что будет, если «боевые действия» на торговом фронте против США и Европы действительно окажутся успешными. И дополнительные (или уже введенные) российские санкции окажутся достаточными, чтобы спровоцировать очередной экономический кризис. Кризис, который из локального сельскохозяйственного очень быстро может перерасти в глобальный. Что станет со спросом на нефть и другое российское сырье, когда начнется массовое банкротство сельхозпроизводителей, а за ними примутся рушиться банки. Для Путина и его команды такой оборот был бы, конечно, крайне желательным. Российские пустующие полки и рвущиеся ввысь цены на продукты на фоне западного апокалипсиса выглядели бы лучше, чем на фоне западного процветания. Вопрос в том, чем за это должны заплатить российские граждане.
На фото: Россия. Ленинградская область. Автомобили в зоне таможенного контроля на многопрофильном перегрузочном комплексе «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга.
Фото ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов