КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеКого не было в Мюнхене и кого не будет в Минске

25 АВГУСТА 2014 г. АЛЕКСАНДР БОНДАРЕВ

ИТАР-ТАСС

В преддверии минской встречи всей чаще и чаше слышны голоса о повторении «мюнхенского сговора». В роли Гитлера, разумеется, выступает В. В. Путин. Но кто сегодня играет роль Сталина?

Многие уверены, что СССР в мюнхенском кризисе 1938 г. никакой роли не играл и никакой позиции не занимал. Напомним, однако: СССР в 1938 г. последовательно выступал за территориальную целостность Чехословакии.
За неделю до подписания мюнхенских соглашений именно СССР заявил в Лиге Наций о необходимости срочных мер в поддержку Чехословакии и потребовал поставить на обсуждение вопрос о германской агрессии.
На следующий день последовало заявление замнаркома МИД СССР Потемкина о том, что «правительство СССР, в случае нападения Германии на Чехословакию, могло бы оказать помощь последней, не дожидаясь решения Совета Лиги наций». И действительно, правительство СССР провело ряд подготовительных военных мероприятий, а на юго-западной и западной границах были приведены в боевую готовность стрелковые дивизии, авиация, танковые части и войска ПВО.

29 сентября в Мюнхене на встрече Гитлера с главами правительств Великобритании, Франции и Италии представителя СССР не было. Ему было отказано в участии во встрече. А уже после подписания Мюнхенских соглашений в дипломатических документах США, Франции, Германии, Италии, Польши и др. отмечалось, что мюнхенское соглашение особенно сильно угрожает Советскому Союзу: после нейтрализации Чехословакии Германии открыт путь на юго-восток.

Европейские политики в то время хотели любой ценой изолировать СССР и договориться с Гитлером, потому что СССР открыто декларировал, что в сферу его (не только идеологических) интересов входит весь мир, тогда как стремления Гитлера казались чисто локальной проблемой. Кто же сегодня оказался в украинском кризисе в роли СССР?

Ответ может показаться неожиданным – это США.

Но если вдуматься, то убежденность в том, что США стремятся к «мировому господству», глубоко укоренилась не только в РФ, но и в представлениях западноевропейских политиков. Путин на этом фоне представляется меньшей, локальной угрозой, и с ним можно попытаться договориться.Не случайно именно сейчас, когда Конгресс США обсуждает и принимает решения об объявлении России агрессором и о военно-политической помощи Украине, представители США на минской встрече блистают своим отсутствием.

Тем не менее, именно США фактически остаются последней надеждой и единственным союзником Украины. Разумеется, Обама – не Сталин, но идеи о конце «однополярного мира» и представление о России как о долгожданном «противовесе» американскому влиянию благосклонно воспринимаются не только в Кремле.

Если эта аналогия верна и если Украина (в отличие от Чехословакии в 1938 г.) будет продолжать сопротивляться, то отсутствие США на минской встрече в конце концов приведет к провалу «плана Меркель-Путина».

И хотя Путин – не Гитлер, очевидные исторические параллели должны были бы заставить его крепко задуматься.

Потому что в перспективе его ждет заключение антикремлевской коалиции между США и их западноевропейскими союзниками.

На фото: Франция. Бенувиль. 6 июня. Канцлер ФРГ Ангела Меркель, избранный президент Украины Петр Порошенко и президент России Владимир Путин (слева направо) на торжественной церемонии празднования 70-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии.

Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский



Версия для печати