ВТБ опять нужны деньги. Сумма в очередной раз двенадцатизначная. Правительство опять спешит на помощь. В «топку» отправятся деньги будущих пенсионеров – средства Фонда национального благосостояния. Первым вставший в очередь за «бесхозными» деньгами, президент «Роснефти» Игорь Сечин, в отчаянии заламывает руки. Глава ВТБ Андрей Костин руки радостно потирает. История второго по величине российского госбанка последних лет напоминает дурной сон. Начиная с 2008 года, правительство с завидной регулярностью вливает в «системообразующий» банк сотни миллиардов рублей. В 2008 г. – субординированные кредиты почти на 200 миллиардов. В 2009 допэмиссия в пользу государства на 180 миллиардов. Потом почти 300 миллардов льготного практически беспроцентного и почти безвозвратного кредита АСВ на «спасение» Банка Москвы. Год назад, новая допэмиссия на 100 миллиардов. И всякий раз через пару лет банку требуются новые сотни миллиардов, чтобы выполнить минимальные нормативы по капиталу. В каждом отдельном случае у ВТБ находятся «объективные причины», оправдывающие служебную несостоятельность руководства банка. И эти причины раз за разом правительство принимает во внимание, кидая в бездонное чрево ВТБ отнюдь не лишние для российской экономики сотни миллиардов.
Глава кабинета министров Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о покупке за счет средств Фонда национального благосостояния привилегированных акций ВТБ и «Россельхозбанка» на общую сумму 239,04 миллиарда рублей. На эти цели пойдут выделявшиеся в качестве субординированных кредитов в 2008 – 2009 годах «Россельхозбанку», ВТБ и двум его «дочкам» – Банку Москвы и «ВТБ 24» – 225 миллиардов рублей, а также уплаченные всеми этими банками проценты.
Львиную долю денег – 214 миллиардов – получит ВТБ. «Россельхозбанку», таким образом, придется довольствоваться 25 миллиардами.
Западные санкции, от которых якобы правительство спасает ВТБ и «Россельхозбанк» – благовидный предлог для наивной публики. Следует отметить, что включение обоих банков в санкционный список пришлось госбанкирам как нельзя более кстати. О проблемах с нормативом достаточности капитала первого уровня в «Россельхозбанке» вице-премьер Аркадий Дворкович говорил еще в апреле. И причина тогда называлась гораздо более банальная, чем злокозненные происки противников «русского мира»: сумма «плохих долгов» главной финансовой надежды и опоры отечественного аграрного возрождения зашкалила за 50 миллиардов. Схожая ситуация и с ВТБ. Правительство предлагало конвертировать его долги в акции еще в мае.
Интересны и подробности одобренной Медведевым операции. Просто так «дарить» деньги будущих пенсионеров ненасытным госбанкирам чиновники пока все-таки не готовы. Отсюда и идея с привилегированными акциями, которых у ВТБ и «Россельхозбанка» пока нет. По «префам» придется платить дивиденды из расчета 5,2% годовых. Проценты, нетрудно заметить, ниже инфляции. Но чего не сделаешь для «системообразующих банков. Для проведения всей этой операции госбанки выпустят специальную дополнительную эмиссию своих привилегированных акций, которые на рынок не попадут и, соответственно, рыночной стоимости иметь не будут. Для правительства дополнительный плюс: учитывать эти бумаги можно будет по любой цене. Так что на бумаге активы Фонда национального благосостояния не снизятся. Вот только я посмотрел бы на лицо того пенсионера, которому предложили бы заплатить пенсию акциями ВТБ.
Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин