Российское вторжение стало фактом. Каков стратегический замысел?
Теперь мы точно знаем, почему российские начальники запретили тысячам подведомственных силовиков греться на турецких и тайских пляжах. Исключительно для того, что бы побудить их провести заслуженный отпуск, прорываясь с боями к азовскому побережью в Донецкой области. Понятное дело, не могли наши военные отправиться в такой веселый отпуск, не захватив таких естественных для пляжного отдыха танков, бронетранспортеров и самоходных гаубиц. Ведь только что «премьер» придуманной в Кремле Донецкой республики Александр Захарченко дал замечательное объяснение последних побед сепаратистов: в их рядах воюют российские военные, проводя таким образом свои летние отпуска.
Объяснение, рассчитанное на полных идиотов, скажите вы. Ну а чем оно хуже российских официальных «разъяснений» о том, что захваченные на украинской территории в двадцати километрах от границы российские десантники «заблудились»? Так или иначе, множатся доказательства того, что от секретной операции поддержки сепаратистов Москва перешла к прямому вводу своих подразделений на территорию соседнего государства. Российские журналисты из «Коммерсанта» и «Новой газеты» зафиксировали появление «вежливых людей» в стандартной униформе с белыми повязками и в балаклавах. Британские эксперты, изучая спутниковые фотографии колонн военной техники, зафиксировали новейшие модификации танков Т-72, которых нет на вооружении украинской армии. Репортеры «Нью-Йорк Таймс» сообщают о том, что российская бронетехника и пехота пересекли границу.
Очевидно, по мере продолжения операции эти факты будут множиться. Заявления российских властей могут обмануть лишь особо настроенную часть российского населения. Для всего мира ясно, что в Европе началась война. Вопрос в том, какие цели поставлены российским войскам (видимо, пока что речь идет о тактических группах 76-й воздушно-штурмовой и 98-й воздушно-десантной дивизий). Не исключено, что прорыв к Азовскому морю имел целью остановить наступление украинских войск под Луганском и Донецком. После выполнения этой задачи войска будут возвращены в Россию. Однако не исключено, что, отказавшись от захвата Донецкой и Луганской областей полностью, Москва решила создать некий подконтрольный сепаратистам «пояс» вдоль российско-украинской границы — от Луганска до черноморского побережья. Это дало бы возможность беспрепятственно осуществлять поддержку сепаратистов. Отметим, что такое решение характерно для Кремля. Начать захват границы после того, как Владимир Путин согласился в Минске на переговоры между российскими и украинскими пограничными службами и генеральными штабами, дабы обеспечить закрытие границы, контролируемой сепаратистами.
Впрочем, возможно, силы сепаратистов при участии российской регулярной армии попытаются захватить территории Донецкой и Луганской областей, заставить Киев отказаться от попыток военного подавления мятежа на Юго-Востоке. В результате эти области окончательно превратятся в самопровозглашенные республики, наподобие Приднестровья или Абхазии. Но тогда появится трудно решаемая задача создания «новой» границы. Очевидно, что у России в этом случае может просто не хватить «вежливых людей». В настоящее время для осуществления своих авантюр Кремль располагает ограниченным количеством войск, состоящих из нескольких элитных соединений. Костяк их составляют неплохо обученные, дисциплинированные контрактники. Однако при расширении операции волей-неволей в дело придется вводить солдат срочной службы, что неизбежно увеличит потери и определенно не улучшит отношения с местным населением. Уже сейчас очевидно, что российское общество, готовое одобрить любое вторжение, весьма болезненно относится к гибели военнослужащих. Пока речь идет о единицах погибших, все это можно засекретить, а родственников запугать. Но ситуация будет выглядеть совершенно иначе, если российских солдат будут посылать в постоянный отпуск на самоучрежденной границе. Украинские военные уже ведут речь о подготовке к партизанским действиям…
Фотография ИТАР-ТАСС