После телефонных переговоров с президентом Уркаины Петром Порошенко Путин отправился в Монголию. И по дороге туда, в самолете, «набросал соображения» относительно мирного урегулирования конфликта на Юго-Востоке Украины. Позже эти соображения появились на сайте Кремля в виде «Плана Путина», состоящего из семи пунктов:
1. Прекратить активные наступательные операции вооружённых сил, вооружённых формирований, ополчения Юго-Востока Украины на донецком и луганском направлениях.
2. Отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
3. Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки в создаваемой таким образом зоне безопасности.
4. Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населённых пунктов в зоне конфликта.
5. Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
6. Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области.
7. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населённые пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.
У этого плана есть несколько слабых мест. Во-первых, кто будет следить за его выполнением? Не просто вести мониторинг того, сколько раз и на каком участке стреляли, а применять реальные санкции в таких случаях. На сегодняшний день нет организации, которая могла бы выполнять эту функцию. К ОБСЕ, например, ДНР и ЛНР относятся весьма прохладно, да и сами представители этой или других международных организаций вряд ли поедут в регион, где могут открыть стрельбу, причём с обеих сторон.
Во-вторых, есть проблема того, что и Украина, и сепаратисты утверждают, что Донецкая и Луганская области — целиком их территории. И это при том, что реально в некоторых населённых пунктах там находятся украинские войска, а в некоторых — силы сепаратистов. И если будет попытка провести разграничительную черту, то против выступят и те, и другие, так как это зафиксирует разделение. Кроме этого, есть районы, где отсутствуют какие-либо воинские подразделения. Там висит, флаг, например, украинский, но вооружённых сил Украины нет. И если приезжают представители республик, флаг Украины снимают и вешают свой, то будет ли это нарушением этого плана? Понятно, что из-за таких вопросов могут вспыхивать конфликты, особенно если кто-то, защищая свой флаг, начнёт стрелять. Такие факты уже были в начале конфликта, весной, и сейчас это может повториться, но уже в новой ситуации, когда люди прошли через войну и испытывают гораздо более сильные эмоции.
Третья проблема — вопрос государственной границы. Украина постоянно поднимает эту тему, без которой невозможно говорить о территориальной целостности, но в плане она отсутствует. А именно контроль над границами является одним из важнейших ресурсов республик.
Так что проблем достаточно много. Понятно, что задача этого плана — закрепить уже достигнутый результат, стабилизировать ДНР и ЛНР и сохранить их как военно-политический фактор. При этом вряд ли кто-то сможет реально запретить им расширить свою территорию влияния на те районы, где сейчас висят украинские флаги, но нет украинских солдат.
С другой стороны, есть вопрос того, готова ли сейчас Украина к серьёзной войне. Понятно, что такой план Киев не устраивает, но может ли он от него отказаться? Украинские войска понесли серьёзные потери, там разногласия между военным командирами и руководством добровольческих батальонов, в которых очень сильно недоверие к руководству Генштаба. А добровольцы составляют наиболее идеологически мотивированную часть украинских вооружённых формирований, но подчиняются МВД, а не армии. В такой ситуации, ещё и в условиях начавшейся избирательной кампании, Украина попытается найти какой-то вариант, позволяющий не вести боевые действия и удержать всё, что возможно. Но весьма сомнительно, что удастся добиваться выполнения всех задач, которые Киев реально ставит перед собой. Уже не идёт речь о контроле над Донецком и Луганском, но проблемы могут быть и с тем, чтобы удержать всё, что Украина контролирует сейчас.
План Путина адресован не только Киеву, но и Западу. Это сигнал о том, что Россия миролюбива, и дополнительный аргумент тем четырем странам, которые выступили против санкций: Чехии, Словакии, Венгрии и Кипру. По санкциям, скорее всего, будет принято какое-то компромиссное решение, Европа вообще основывается на компромиссах.
При этом угроза санкций — это не первопричина того, что Путин предложил этот план. У нас иногда очень чётко разделяют две вещи: переговоры и силовые операции. Но когда шла война в Афганистане, то на её заключительном этапе, перед переговорами в Женеве, которые продолжались долго и трудно, каждая из сторон стремилась максимально укрепить свои позиции с помощью военных действий. Изначально, когда применяется силовое давление, имеется в виду не сокрушение противника. Цель не в том, чтобы «пойти на Киев» или прорубить коридор до Одессы и выйти к Приднестровью. Это — задачи совершенно другого уровня, и ни экономика, ни другие ресурсы России им не соответствуют. Цель в том, чтобы вести переговоры с позиции силы, военные операции склоняют другую сторону к уступкам.
А вопрос о санкциях повлиял только на сроки. То, что это было внесено уже во время их обсуждения, перед принятием окончательного решения — это попытка либо, в идеале, отложить их принятие, либо хотя бы максимально их смягчить.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев