КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахДорог по-прежнему нет, одни направления…

15 ДЕКАБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
архив ЕЖ
Судя по количеству утечек, в недрах российского военного ведомства происходят бурные события. В один и тот же день российские газеты опубликовали две информации. В одной речь идет об очередном списке отсрочек от призыва, которые Министерство обороны намерено отменить. Это не то третий, не то четвертый подобный список (признаться, я уже сбился со счета), который военные запускают в печать. Нынешний — наиболее драконовский.

Минобороны требует отменить практически все социальные отсрочки – те, что распространяются сейчас на сыновей пенсионеров и инвалидов I и II групп, отцов малолетних детей. Ликвидируются и профессиональные отсрочки – те, что предоставлялись работникам оборонных предприятий и НИИ, сотрудникам силовых ведомств, сельским врачам и учителям. Наконец, вопреки обещаниям министра обороны, военные предлагают брать в армию учащихся техникумов и ПТУ. Что касается студентов, то их ждут в казарме после четырех лет обучения в вузе, после получения степени бакалавра.

Очевидно, таким образом, Министерство обороны отреагировало на требование президента законодательно оформить переход к годичной службе по призыву, начиная с 2008 года. Военное ведомство сознательно проваливает программу о переводе 72 частей и соединений на службу по контракту и продолжает настаивать на том, что на один год службы можно перейти, только увеличив призыв в два раза. Расчет здесь на то, что Кремль испугается неизбежных протестов учащейся молодежи и оставит все по-старому.

В этом контексте чрезвычайно любопытна другая военная новация. Утверждается, что по инициативе начальника Генштаба Юрия Балуевского будет произведена грандиозная реорганизация Вооруженных сил. В настоящее время существуют три вида вооруженных сил (Сухопутные войска, ВВС и ВМФ) со своими главными командованиями, которым подчиняются соответствующие соединения и части. Все войска сведены в шесть военных округов и четыре флота. Кроме этого есть три рода войск (воздушно-десантные, космические и ракетные войска стратегического назначения — РВСН), которыми руководят непосредственно из Москвы.

Военных давно раздражала эта архаичная структура командования, создающая немалые сложности при организации и проведении операций, в которых одновременно задействованы части и соединения всех видов Вооруженных сил (а только такие операции и возможны в современной войне). И вот теперь Генштаб предлагает ликвидировать все военные округа и свести Вооруженные силы в три направления – Западное (европейское), Южное (центральноазиатское) и Восточное (дальневосточное). С тем, чтобы их командующим и штабам подчинялись все силы, развернутые в соответствующих регионах. В эти самые «направления» предполагается передать и соединения воздушно-десантных войск. На Москву будут замыкаться лишь космические войска и РВСН.

Идея совершенно здравая. Только уж очень неновая. Еще в начале 80-х годов прошлого века в тех же целях по инициативе тогдашнего начальника Генштаба маршала Николая Огаркова были созданы Западное и Восточное стратегические командования. Все 90-е годы в Минобороны и Генштабе вели бесконечные разговоры о преобразовании округов в стратегические и тыловые командования.

Но почему-то все никак не получается эту здравую идею реализовать. Обычно неудачу объясняют недостатком средств для проведения столь масштабной ломки. Дело, однако, совершенно в другом. Есть принципиальное отличие в функциях стратегических командований (а именно так, по-видимому, и следует называть «направления») и военных округов. Командование планирует и ведет военные операции, исходя из имеющихся в его распоряжении сил и средств. А военный округ предназначен главным образом, и прежде всего, для проведения массовой мобилизации в случае войны и развертывания соединений, состоящих из резервистов. Он просто не в состоянии взять на себя задачи военного планирования и управления войсками различных видов Вооруженных сил. Эта функция остается за Генштабом.

Российское военное ведомство делает все возможное, чтобы любыми путями сохранить в России массовую призывную армию. Ради этого оно и намерено отменить почти все отсрочки от призыва. Но раз так, то никуда не деться и от сохранения военных округов, а с ними архаичной многоступенчатой системы командования. Без изменения системы комплектования Вооруженных сил создание направлений обернется лишь укрупнением военных округов и очередной перетряской в рядах высшей военной бюрократии.

Время от времени российское военно-политическое руководство пытается ввести определенные новации, характерные для современных Вооруженных сил. Вспомним хотя бы о программе частичного перевода Вооруженных сил на контракт, о попытках избавить Генштаб от задач оперативного управления войсками. Но элементы принципиально другой военной машины невозможно встроить в ветхозаветную модель Вооруженных сил, как невозможно приделать двигатель внутреннего сгорания к телеге. Такие попытки закономерно оборачиваются профанацией. Когда нет дороги военного реформирования, остаются лишь «направления».
Обсудить "Дорог по-прежнему нет, одни направления…" на форуме
Версия для печати