Наблюдение за российским телевизором и другими устройствами прямого внедрения правильных идей в мозг граждан позволяет увидеть ряд закономерностей. Например, чем больше крови, насилия и разрушений происходит по вине нашего государства, и особенно по вине телевизора, тем больше в этом телевизоре слов о добре, мире и гуманизме.
На экране трупы и разоренные города – это идет военно-гуманитарная операция. Человек, который устроил войну в Украине, главнокомандующий, чьи подчиненные незаконно воюют против украинских войск, теперь предлагает план, по которому Украина должна отвести свои войска и фактически признать бандитский анклав на своей территории. Это издевательство называется «интеллектуально – гуманитарная помощь Путина».
Военнослужащие, которых либо под видом учений отправили воевать в соседнюю страну, с которой война не объявлялась, либо были завербованы, а также уголовный сброд, именующий себя казачеством, – вот всё это в телевизоре называется «добровольцы», то есть люди доброй воли.
Вместо программы Марианны Максимовской, единственной честной программы в федеральном эфире, на РЕН ТВ теперь выходит программа «ДоброВэфире» с ведущим Андреем Добровым, суть и цель которой в том, чтобы по объему злобы и ненависти не отстать от программ Дмитрия Киселева, Владимира Соловьева и Петра Толстого.
В силу большой инерционности общественного сознания, отставания языковых процессов от тех, что происходят в общественном бытии, отвращение к словам «добро», «гуманитарный», «доброволец» и пр. будет еще долго сохраняться после того как весь этот морок рассеется.
КЛОНЫ И АКСЕССУАРЫ
Дебют программы «ДоброВэфире» с ведущим Андреем Добровым, который состоялся на РЕН ТВ 7.09.2014, я посмотрел целиком, пытаясь, с одной стороны, понять, есть ли хоть какая-то преемственность с убиенной программой Марианны Максимовской, а с другой – увидеть хоть какие-то различия между программой Доброва и аналогичными программами, идущими в субботний и воскресный прайм-тайм на других федеральных каналах.
По первому пункту наблюдения дали резко отрицательный результат, программа Доброва оказалась полным антиподом программы Максимовской. Что же касается отличий новой программы РЕН ТВ от аналогичных итоговых программ на других каналах, то они столь ничтожны, что впору говорить о клонировании. «ДоброВэфире» это уменьшенная и чуть ослабленная копия «Вестей недели с Дмитрием Киселевым». У Доброва те же формулировки, те же оценки, но чуть менее зубодробительные, чуть менее размашистые, чем у Киселева. Нет радиоактивного пепла, которым Киселев грозил засыпать США, но зато Добров рассказал про «пояс верности» который США надели на Европу, подразумевая включение в орбиту НАТО стран Прибалтики и Польшу.
Но главное отличие не в этом. Видимо, понимая, что с точки зрения содержания ему трудно будет добиться значительных отличий от других пропагандистских передач, Добров принял правильное решение отличаться по форме. Ни одна другая итоговая программа не проходит в студии, которая оформлена в цвета георгиевской ленточки. А у Доброва оформлена. Это раз. Так что ни у кого не должно возникнуть сомнений о том, каких взглядов придерживается автор. А во-вторых, в «ДоброВэфире» используется анимация. Например, когда речь зашла о санкциях и, в частности, об угрозе дефицита рыбы, рядом с ведущим возникла громадная анимационная рыбина в сопровождении текста: «Добров, помоги!» Коллеги-конкуренты с других каналов наверняка обзавидовались такой чудесной фишке, дающей громадный простор для глубокого анализа событий недели. Так же как наверняка все обзавидовались новому бархатному малиновых тонов лапсердаку Владимира Соловьева, в который ведущий нарядился на свой «Воскресный вечер».
Впрочем, обо всем по порядку. Добров, конечно, достоин похвалы за поиск новых форм, но в главном, в поиске новых смыслов ему далеко до Киселева. Клону далеко до оригинала. В «Воскресных вестях» от 7.09 Киселев сумел вбить в обработанное до полной окаменелости сознание соотечественников еще несколько зерен истины. «АРМИИ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕТ!», – этот слоган, висевший на заднике студии, Киселев продекламировал не менее 10 раз. Забегая вперед, скажу, что в программе Соловьева этот факт был обстоятельно разобран и доказан неопровержимо. Правда, когда в обеих передачах, сразу после сообщений о том, что «армии Украины больше нет», следовало возмущение тем, что «украинские силовики нарушают перемирие и обстреливают мирные танки ополченцев», вот когда эти два сообщения шли подряд одно за другим, возникал какой-то дискомфорт, какая-то нестыковка. Но все эти пустяки отступали перед убедительностью ведущих и неопровержимостью доказательств.
Минувшая неделя стала временем, когда всем известные факты, что с украинской армией воюют российские военнослужащие, вот эти факты, свидетельства о которых переполняли Интернет, на этой неделе торжественно вышли в федеральный эфир и были оформлены в стройную и красивую концепцию в рамках Русского мира. Киселев в «Вестях» объяснил, что все эти «моторолы», «абверы» и «бесы» – это не преступники, по которым 359 статья УК РФ просто рыдает, а современные Пересветы и Осляби, которые тоже были добровольцами. Поскольку доблестные монахи жили и умерли давно, Киселев решил подкрепить миф о героических новоросских добровольцах более свежим историческим рядом и заручился авторитетом И. В.Сталина, который посылал в Испанию тысячи добровольцев, которых впоследствии наградил. Гуманитарный авторитет Сталина Киселеву показался достаточным и он не стал приводить других доказательств оправданности того, что наши военные воюют на территории другой страны против законно избранного правительства. «Они защищают свою историческую родину, которая шире политических границ», – такой глубокой мыслью Киселев завершил сюжет о традициях добровольчества в России, оставив все народы мира трястись от страха, что у кого-то из наследников традиций Пересвета и Осляби всплывет в исторической памяти уверенность, что его историческая родина находится в пределах той страны, которую тот или иной народ по недоразумению считает своей.
Тех же, кто пытается разобраться, почему Родина, пославшая своих солдат воевать на территорию другой страны, в случае их гибели заявляет, что она, Родина, их никуда не посылала, а эти неумехи погибли при взрыве бытового газа, вот таких неуместных и бестактных любопытцев Киселев припечатал намертво кличкой «СЛАДОСТРАСТНЫЕ НЕКРОФИЛЫ». Именно такой плакат висел на заднике в студии «Вестей», когда Киселев рассказывал о кучке отщепенцев, которые опрашивали оставшихся в живых псковских десантников, вдов погибших, фотографировали могилы, с которых на следующий день таинственно исчезали таблички с именами. Чтобы ни у кого не было сомнений, кто эти «сладострастные некрофилы», рядом с плакатом в студии висел логотип телеканала «Дождь».
Хотя справедливости ради ему надо было бы рядом с логотипом «Дождя» повесить логотипы Первого национального канала Украины, передачи «Шустер LIVE» и портреты ведущего Савика Шустера и псковского депутата-яблочника Льва Шлосберга, поскольку вся эта история с погибшими и тайно захороненными псковскими десантниками была расследована именно Шлосбергом и показана на всю Украину Савиком Шустером в его авторской программе.
Российские телеканалы годами вливали в сознание украинцев продукты производства Соловьева, Киселева, Мамонтова и Ко. Часть граждан Украины отравилась, результатом чего стала война. Полагаю, что если бы хотя бы в течение одного месяца россияне имели возможность смотреть «Шустер LIVE», то к концу этого месяца войны бы не было. Шустер не икона журналистики. Он, как и все представители нашего грешного цеха, любит популярность и стремится к профессиональному успеху. Его легко поймать на «игре в какие-то ворота», что украинские коллеги делают регулярно. Но разница между отклонениями от того, что можно считать нормой в журналистике у Шустера, и у того же Соловьева примерно такая же, как различие между насморком и спидом в неизлечимой стадии.
Та программа «Шустер LIVE», в которой вся студия стоя аплодировала Льву Шлосбергу, после того как он по «скайпу» с больничной койки рассказал о своем расследовании гибели псковских десантников, вот эта программа мне запомнилась еще одним эпизодом, весьма характерным для стиля Шустера. Вот вы можете себе представить в эфире у Соловьева 20-минутное выступление Гарри Каспарова или Бориса Немцова? Пусть даже 5-минутное? Фантастика, не так ли? Так вот, до Шлосберга вся студия и вместе с ней вся Украина, поскольку «Шустер LIVE» одна из самых рейтинговых программ, смотрела и слушала Нестора Шуфрича, депутата от Партии регионов, верного соратника Януковича, в прошлом министра правительства беглого президента. Его выступление продолжалось 22 (двадцать две!) минуты. Его слушали внимательно, практически не перебивая, хотя камера показывала лица, и было видно, что некоторым политикам и экспертам трудно сдерживаться, поскольку у них в стране война, а это выступает враг и не только политический. Отношение к его выступлению было видно на табло, на котором появлялись цифры поддержки того, что говорит оратор. Когда говорил Лев Шлосберг, табло показывало 99% поддержки. Поддержка слов Шуфрича колебалась от 8 до 13 процентов. Но у него были 22 минуты прямого эфира, чтобы объяснить Украине свою политическую позицию.
Возвращаясь к «Воскресным вестям» с Дмитрием Киселевым, не могу пройти мимо важного политологического открытия, сделанного в этой программе. Дело в том, что последние полгода в российском политическом словаре произошли странные трансформации со словом «фашизм». Его объем и сфера применения как-то болезненно распухли, а содержание этого понятия стало исчезающе малым, фактически сравнялось с нулем, так что никто уже не мог понять, что это слово обозначает, зато все с легкостью необыкновенной называли друг друга фашистами. И вот в «Вестях» от 7.09 слово фашизм обрело свое новое и, видимо, окончательное значение. В репортаже о том, как дети в Украине встретили 1 сентября, журналист «России-1» обнаружил страшное. В одной из школ детям рекомендовали прийти на первый урок в вышиванках. «Это пахнет фашизмом!», – гремел в студии Дмитрия Киселева один из родителей. Киселев при этом многозначительно таращил глаза. Теперь мы, наконец, будем знать, что такое фашизм. Это вышиванка, а вовсе не то, что мы раньше думали.
Всецело занятые поисками фашизма в соседнем государстве, федеральные каналы как-то утратили контроль за происходящим в России. Нет, никакого фашизма у нас, конечно, нет, но на легкие формы национализма стоило бы обратить внимание. Вот недавно газета администрации города Иркутска, которая так и называется, «Иркутск, тиражом 15 тысяч экземпляров распространила следующую важную информацию за подписью гражданина Гущина И.А.: «Уверен, что хохлов нужно, как говорится, мочить везде, не только в Новороссии. В то же время в думу г. Иркутска рвется украинец Маценко. Считаю, что мы, русские люди, не должны это допустить. Депутатом может быть только русский и никто другой». Конец цитаты.
Пятнадцать лет тотальной зачистки журналистского поля от совести и разума привели к тому, что вышеприведенные высказывания человек может публиковать, а редактор считает возможным подписывать это «в печать и свет». И не только в не самой тиражной газете далекого Иркутска. Вот «Московский комсомолец», редактор которого Павел Гусев занимает в российской журналистике практически все возможные лидерские позиции. В номере «МК» от 7.09 вышла статья под заголовком «Артем Чечиков погиб в аэропорту из-за оговорки пилота». Известная трагедия, гибель молодого парня из-за тупости и подлой расхлябанности наших медиков и сотрудников «Шереметьева», оказывается, имеет вполне патриотическое измерение. Причина, как выяснилось, не в том, что диспетчер не мог сразу вызвать помощь, врачи как обычно не спешили, службы аэропорта их, как обычно, долго держали за воротами, и вся эта мерзость тянулась два часа, что и погубило человека. Павел Гусев и его обладающие тонким политическим чутьем сотрудники правильно уловили тренд и сделали точный вывод: во всем виноват пилот – испанец, который, потребовав (и добившись!) экстренной посадки для оказания помощи человеку с сердечным приступом, запросил, оказывается, «не ту скорую помощь». Верно мыслите, Павел Николаевич, все зло только от нерусских, разве может русский человек причинить зло русскому человеку.
ДИСПУТЫ О ПРАВИЛЬНОМ ТОЛКОВАНИИ ПЛАНА ПУТИНА
Если на украинских телеканалах, при всех их недостатках, постоянно присутствуют разные точки зрения, в том числе и диаметрально противоположные, то диапазон мнений на федеральных российских каналах ограничен спорами о том, как правильно понимать гениальный план Путина, а также о том, когда рухнут США и весь Западный мир – одновременно с Украиной или все-таки чуть попозже.
«Воскресный вечер» от 7.09, тот самый, на котором Владимир Соловьев дебютировал в малиновом бархатном лапсердаке, открыл, естественно, господин Ж., который тут же заявил, что к Новому году ополченцы будут в Киеве. Сроки взятия Киева и падения хунты, которые назначаются в передачах российских телеканалов, постоянно сдвигаются. В феврале говорилось, что в мае не состоятся президентские выборы, потом, что хунта не переживет лето, весной падение было назначено на осень, сейчас уже тянут до Нового года. Это выдает в российских политиках типа Ж. очень советских людей, с их необязательностью и привычной к долгострою.
Потом стали обсуждать НАТО, которое коварно крадется к нашим границам. Лучший ответ придумал сенатор Тарло, который предложил, во-первых, перенести столицу в Красноярск, а во-вторых, рассредоточить все органы власти, чтобы коварный враг не мог поймать депутатов, сенаторов и министров, которые будут шнырять туда-сюда по стране. Всем эта идея, похоже, понравилась, что сделало весьма наглядной ценностную структуру в головах собравшихся. А именно тот факт, что тем немногим, что следует защищать в этой стране, являются депутаты, министры, сенаторы, а также обслуживающие их эксперты, а всем остальным содержимым Родины, включая 140 миллионов граждан и среду их обитания, вполне можно пожертвовать.
Полагаю, что граждане, включая, разумеется, и автора этих строк, заслужили такое отношение, поскольку допустили во власть сенатора Тарло и ему подобных, от которых сенатор Тарло отличается лишь склонностью откровенно говорить то, что думает, и некоторым простодушием.
Поскольку речь зашла о кознях НАТО, начали высказываться военные специалисты, и первым из них взял слово поэт и публицист Олесь Бузина, который сообщил, что армия Новороссии не может быть разоружена, а украинская армия разбита взрызг и потеряла убитыми около 5 тысяч человек. Эта цифра вызвала такое возмущение у сопредседателя Народного фронта Новороссии Владимира Рогова, что мне на секунду стало страшно за поэта Бузину. Дело в том, что Рогов очень многогранный человек, он кроме того, что сопредседатель Народного фронта, еще и лидер Славянской гвардии, причем руководит и фронтом, и гвардией, видимо, непосредственно из разных студий Останкино, в которых проводит безвылазно последние несколько месяцев.
Так вот Рогов сказал, что украинская армия потеряла не какие-то 5 тысяч, а целых 47 тысяч человек. Рогов назвал цифру с точностью до одного убитого, но он говорил так быстро, что я не успел записать. Соловьева, как и меня, удивила такая точность, и он спросил Рогова о том, откуда такие данные. И тут Рогов приоткрыл завесу над тайной военных успехов Новороссии. Оказывается, все генералы Генштаба Украины страшно боятся суда в Славянске, который им обещал Рогов. И чтобы заслужить от Рогова послаблений, они, эти генералы, наперебой сообщают Рогову всю известную им информацию. Я было сначала, услышав цифру 47 тысяч потерь, полез в Интернет и увидел, что весной численность сухопутных войск Украины, по данным и.о. министра обороны Украины Игоря Тенюха, составляла 40 тысяч, а всего в АТО участвовала группировка, насчитывающая 50 тысяч. Так что, потеряв 47 тысяч, украинская армия теперь представляет собой либо отрицательную, либо пренебрежимо малую величину. Но с человеком, который запугал весь Генштаб Украины, не поспоришь.
Тем временем в студии завязалась нешуточная дискуссия. Ее возбудителем стал самый безобидный из присутствующих, Леонид Поляков, член президентского Совета по правам человека, зав. Кафедрой политологии Высшей школы экономики. Поляков всячески пытался показать присутствующим, что он свой. Когда речь зашла о кознях НАТО, он сообщил, что Украина разваливается, и какие ее куски доползут до НАТО, он, Поляков сказать затрудняется. Потом президентский правозащитник решил пошутить. Он сказал, что у АТО отпилена одна буква. Поскольку никто не засмеялся, Поляков решил шутку объяснить, сказав, что если у НАТО отпилить букву «Н», получится АТО. По-моему, Поляков так и не понял, что право шутить в студии Соловьева, как, впрочем, и в любом ином казенном учреждении, надо заслужить.
И тогда Поляков совершил ошибку. Он стал говорить о том, в чем он, по его ошибочному мнению, разбирается профессионально. Он стал говорить, что надо показать «мягкую силу», бороться за Малороссию и утверждать во всем Русском мире консервативные, а не либеральные ценности. Не знаю, в чем причина, возможн, в том, что у Полякова, несмотря на вполне мракобесные взгляды, довольно интеллигентное лицо с чеховской бородкой. Но топтали этого интеллигента всей студией, примерно, как Висисуалия Лоханкина били всей коммуналкой за невыключенный в уборной свет. Пушков обвинил его в том, что Высшую школу экономики завоевали американские ценности. Господин Ж. сказал, что надо выявлять студентов, зараженных этой идеологией. А Соловьев объснил, что вся пресловутая «мягкая сила» сводится к банальному подкупу элит, и это и есть борьба ценностей.
Есть расхожее мнение, что телевизор не для умных. Сравнивая украинское и российское ТВ этот тезис, естественно, не опровергнешь. Но становится очевидно, что, если украинский телевизор позволяет хотя бы отличить умного популиста от глупого, дает людям сделать осознанный выбор, то телевизор российский, во-первых, не предоставляет никакого выбора, а, во-вторых, понижает планку любой дискуссии до уровня самого глупого ее участника.
Фотографии ИТАР-ТАСС и ЕЖ