Несмотря на объявленное перемирие, бои за контроль над донецким аэропортом не прекращаются ни на день. Последние несколько дней отряды самопровозглашенной ДНР пытаются взять штурмом аэропорт, однако информация об успешности этого наступления поступает противоречивая. Обе стороны заявляют о том, что контролируют аэропорт. При этом, по информации агентства Bloomberg, взятие донецкого аэропорта или штурм Мариуполя могут привести к новым санкциям против России. Ситуацию специально для Ежедневного журнала комментирует политолог Алексей Арбатов:
«Мы не видели подписанных протокольных документов ко второй минской договорённости о линиях разграничения и отводе войск из зоны соприкосновения. И как там решён вопрос по поводу аэропорта, неизвестно. Но совершенно очевидно, что идущие сейчас боевые действия, зачистка и наступательная операция, а также ответные огневые удары со стороны национальной гвардии являются серьёзными нарушениями режима прекращения огня. Причём это не просто отдельные случаи, а возможность срыва обоих минских соглашений.
Аэропорт важен, прежде всего, потому что, если в соответствии с перемирием там останется контингент национальной гвардии и, возможно, украинской армии, то это станет эксклавом в центре «особого района», оговорённого в Минске, по поводу которого принят уже ряд законов в Верховной Раде. Это будет такой «Троянский конь» внутри территории, имеющей в остальном довольно гомогенную структуру: это примерно треть территории Донецкой и Луганской областей. По идее, в отношении аэропорта должно было быть выработано какое-то решение. Понятно, что для самопровозглашённых республик это важный транспортный узел, возможность сообщения с Россией. А то, что там находится Национальная гвардия, выводит его из «особого района» и из зоны действия всех принимаемых сейчас законов и актов, включая любые решения о выводе войск.
Можно было отдельно договориться именно по этому аэропорту, например, обеспечить коридор для выхода бойцов Национальной гвардии и других находящихся там сил. Но такого рода коридоры не фигурируют ни в первом, ни во втором минских протоколах. Видимо, эту проблему оставили на потом, договориться по ней не смогли. Но ополчению и другим силам и контингентам, которые его поддерживают, легко отойти от оговорённой линии соприкосновения, но куда могут отступить люди в аэропорту? В Минске были предусмотрены разные дистанции отхода от линии соприкосновения не только для вооружённых сил, но для отдельных систем артиллерии, но в аэропорту выполнить это решение невозможно. Так что, видимо, руководители самопровозглашённых республик решили аэропорт зачистить, посчитав, что это нарушением перемирия не является. И те, кто может на это влиять, видимо, эту точку зрения разделяют.
Введение новых санкций в таких условиях очень даже возможно. Уже было сделано заявление, что если минские соглашения не будут выполняться, то последует новый пакет мер. На Западе считают, что самопровозглашённые республики и поддерживающая их Россия не выполняют своих обязательств, так как не выводят иностранные контингенты из зоны конфликта. Хотя Запад признаёт, что 70% российских военных оттуда ушло, 30%, по их утверждением, остаётся. Исходя из этого, России угрожает новая волна санкций. Но в Кремле тоже рассердились, так как начало мирного процесса не только не сняло уже существующие санкции, но, напротив, уже после соглашения была принята новая волна, причём самая тяжёлая, затрагивающая банки, оборонную промышленность и нефтегазовую отрасль. В результате Россия заняла жёсткую позицию: никаких уступок она делать не будет, пока с той стороны не начнут ослаблять давление».
На фото: Украина. Донецк. 3 октября 2014 года. Тело заместителя главы местного МККК, гражданина Швейцарии Лорана Дюпаскье, погибшего в результате артобстрела у офиса отделения Международного комитета Красного Креста на улице Университетская.
Фото: Алексей Славный/ТАСС