Два депутата от Единой России внесли в Думу законопроект, предусматривающий обязательное использование Национальной системы пластиковых карт (НСПК) всеми банками, работающими с платежными системами, а заодно и самими международными платежными системами. «НСПК будет операционным и платежно-клиринговым центром, банки и МПС должны взаимодействовать только с НСПК — нам необходимо понимать, какие процессы происходят на территории России», — цитируют «Ведомости» одну из авторов законопроекта Марину Мукабенову.
Срок реализации этой плодотворной идеи установлен 31 марта. К этому времени система должна заработать. Вот только проблема заключается в том, что НСПК пока не существует, и когда обещанная Банком России к концу года национальная платежная система заработает в реальности, предсказать пока не может никто. И даже если случится чудо, и с 1 января 2015 года НСПК заработает без обычных при запуске любой системы «глюков» и «багов», подключить к ней все работающие в России с «пластиком» банки просто невозможно. Как технически невозможно перенести за три месяца в Россию весь клиринг по операциям с картами международных платежных систем, даже если эти системы, паче чаяния, дадут на это свое согласие.
Единственное, что радует во всей этой истории, — коллапс откладывается на пять месяцев. Прошлый «день Х» должен был наступить 1 ноября. Именно к этому времени Visa и MasterCard должны были либо разместить в ЦБ многомиллиардный депозит, либо прекратить свою деятельность в России. Так что отсрочка весьма кстати. И не исключено, что она-то и является главным пунктом законопроекта. Что до всего остального, Банку России есть за что бороться. И дело не только в богатых финансовых перспективах получения госмонополии на гигантском рынке. Доступ к информации ко всем операциям с пластиковыми картами на территории России, а заодно и информации о держателях карт, — заманчивая перспектива.
Все эти весьма недвусмысленные телодвижения депутатов, из-за спин которых торчат уши кураторов создания НСПК, совершаются по аккомпанемент уверений в том, что все делается в интересах безопасности российских держателей «пластика». Однако именно безопасность еще не созданной НСПК и вызывает наибольшие сомнения.
Простой пример. Один мой хороший знакомый зарегистрировал эти летом компанию и стал ее директором. Получил документы, встал на учет в налоговой инспекции и Пенсионном фонде, открыл счет в одном из госбанков. За все это время он заполнил десятки анкет и формуляров, ставших достоянием госорганов и госбанка. И практически сразу на него обрушился вал телефонных звонков с предложением всевозможных услуг: бухгалтерского и юридического сопровождения, новейшего программного обеспечения для оптимизации работы офиса и налогообложения, и т.д, и т.п. Все звонившие были прекрасно осведомлены о профильной деятельности свеженькой, с иголочки, компании. Все звали моего приятеля по имени и отчеству и были в курсе его директорского статуса. Примерно через месяц обычно спокойный и уверенный в себе человек вздрагивал от телефонных звонков и с неохотой отвечал людям, звонившим с незнакомых номеров. На моих глазах вежливый и воспитанный человек, послушав минуты три монолог очередной барышни об очередном жизненно необходимом всякому руководителю комплекте документов, рявкнул в трубку: «Скажите лучше, откуда Вы взяли мой номер телефона?!». Тогда-то он и рассказал о своей проблеме, а заодно и ответил, что барышня сослалась на какую-то открытую базу данных и поспешно повесила трубку.
Фото Юрий Смитюк / ТАСС