КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧто произошло с Театром DOС

16 ОКТЯБРЯ 2014 г. АЛЕНА СОЛНЦЕВА

ИТАР-ТАСС

Театр DOC, арендующий небольшое подвальное помещение в Трехпрудном переулке, получил от Департамента городского имущества уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке. 

Срок аренды заканчивается в декабре. В течение уже 12 лет его спокойно перезаключали, поскольку театр — арендатор аккуратный, проблем с оплатой никогда не было. Но на этот раз театр предупредили, что продления не будет. На запрос СМИ о причине в Департаменте ответили, что дело в «незаконной перепланировки части помещения без согласования с собственником», о чем в договоре аренды есть предупреждение.

Что это значит?

Есть мнение, и его придерживается большинство сторонников театра, что вопрос с перепланировкой — только предлог, а настоящая причина в слишком независимой и оппозиционной деятельности театра, в репертуаре которого много спектаклей об актуальных событиях. На сам театр давить нельзя — это негосударственное учреждение. Театр DOC — частная компания, и делает то, что считает нужным и интересным. Другое дело, что за последние годы он стал очень популярным, и государственные органы культуры, как федеральные, так и московские, оказывали ему поддержку. Например, по инициативе московских властей театру недавно передали в льготную аренду часть подвала, которую прежде занимал какой-то офис. Офис съехал, театр отремонтировал помещение, получив репетиционный зал. За все театр аккуратно платил. Но поскольку пожарные требовали второй вход, то театру пришлось превратить в дверь одно из окон, находившееся на уровне земли. Вот эта перестройка, не согласованная с Департаментом, и стала причиной расторжения аренды.

Кроме того, жильцы дома естественно время от времени протестовали — им не нравилось, что рядом с театром, то есть у них под окнами собираются люди. Жильцы писали письма, жалобы, а театр пытался в ответ выполнить все требования — не шуметь, не сорить, не курить.

Конечно, помещение это не идеально для театрального дела, но в течение 12 лет никаких особых проблем не было, а те, что появлялись, удавалось решить. Теперь, видимо, что-то изменилось. Вопрос в том, что.

Можно допустить, что изменились какие-то бюрократические процедуры и жертвой случайно пал театр. Но в это почему-то никто не верит.

Чем сердце успокоится

Есть хороший вариант развития событий. Департамент культуры, который в курсе событий, объяснит Департаменту городского имущества, что театр этот очень важен для города, что ему нужно оказать содействие, и тогда театру согласуют перепланировку, и договор об аренде будет подписан. Есть еще вариант — предоставление городом театру другого помещения, примерно такого же или лучшего качества.

Есть плохой вариант. Если дело не в бюрократическом порядке, а в идеологическом преследовании, то власти города вмешиваться не будут, аренду не возобновят, в помощи откажут. Дело в том, что все преференции руководители Театра DOC получали, когда и в московском Департаменте культуры, и в Министерстве культуры на ответственных постах были люди, разделявшие кредо театра. Теперь их нет. И более того, есть опасения, что основные решения теперь принимают те, кто давно считают Театр DOC рассадником ересей и угрозой «русскому миру».

Театр, как уже говорилось, частный, поэтому он будет продолжать жить. Его руководитель Елена Гремина уже сообщила о желании в первую очередь продолжать работать, а играть спектакли можно где угодно, «хоть в гараже». Конечно, это будет трудней, ведь в помещение на Трехпрудном 12 лет вкладывалось много труда и средств, когда-то это был вонючий, загаженный подвал, своими руками актеры и драматурги строили, ремонтировали, красили, закупали оборудование, и вот теперь, когда все стало наконец уютным, удобным и красивым, у них отобрали дом.

ИТАР-ТАСС


Что такое театр DOC

Группа молодых драматургов двенадцать лет назад на свои средства арендовала подвал, чтобы делать спектакли о современной жизни, ставить новые пьесы, сочинять и пробовать. За эти годы, можно сказать, появилось новое театральное направление, театром воспитаны десятки новых театральных авторов, молодых кинорежиссеров, сценаристов. Спектакли театра не раз побеждали на самых престижных конкурсах. Никто специально не формулировал гражданскую позицию театра, но поскольку он с самого начала был ориентирован на особое, очень честное и внимательное отношение к реальности, на слух к правде жизни, то рано или поздно протестное отношение к происходящему стало отчетливей.

В театре выходили спектакли о «деле Магнитского», о поэте Нечаеве, сидящем под домашним арестом в Белоруссии, политический фарс «Берлуспутин», документальные исследования о войне в Чечне, о бомжах в России, о больных СПИДом в Норильске, исторические спектакли о падении Константинополя и о переписке между Толстым и Столыпиным. Это открытая сцена — каждый желающий может предложить свою идею, и если она понравится, ему помогут поставить спектакль, а если он окажется интересным — он будет включен в репертуар. В Театре DOC проходят драматургические фестивали, кинопоказы, дискуссии и обсуждения. Это живое и полезное место, куда живей, чем многие из тех, что не просто поддерживает, но и финансирует, продвигает и пестует московская и федеральная власть. Если Театру DOC власть перекроет кислород — значит, дело у нее совсем плохо. Но и у нас не лучше.


Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков




Версия для печати
 



Материалы по теме

Два дня из жизни «иностранного агента» // СЕРГЕЙ ШАРОВ-ДЕЛОНЕ
«Занимаются бог знает чем» // АНТОН ОРЕХЪ