Касьянов пошел дорогой Рыбкина
Михаил Михайлович Касьянов еще недавно был очень важным чиновником. Он был не просто очень важным чиновником, а вторым лицом в нашем государстве. Кроме того, Касьянов несомненно обладает шармом, если угодно харизмой, и основа ее – немногословность, спокойствие, уверенность в себе и печать удачи и благополучия на лице.
И вот такой человек, выдержав паузу после увольнения с поста премьера, заручившись поддержкой ряда очень влиятельных персон, заявил о своих политических амбициях – объединитель и лидер оппозиции, кандидат от оппозиции на президентских выборах 2008 года. Это обещало стать самым интересным и значительным политическим событием уходящего года.
Политическая программа действий Касьянова представлялась вполне очевидной. Он должен был сформировать ядро своих политических сторонников из успешных и состоявшихся людей на основе недовольства действиями существующего режима. Главный лозунг — стоящая у власти команда теряет драгоценное время, правление Путина – время упущенных возможностей на фоне благоприятной экономической и политической конъюнктуры.
И дальше конкретные примеры: реформа армии не проведена, и армия продолжает деградировать; состояние транспортной и коммунальной инфраструктуры в стране катастрофическое; коренная реформа земельных отношений не закончена; и земли сельскохозяйственного назначения так и не введены в полноценный хозяйственный оборот; налоговая нагрузка на бизнес (в первую очередь малый) продолжает оставаться чрезмерной, а система финансового учета и отчетности предприятий абсурдна.
Контроль и неоправданное вмешательство государства, его институтов и отдельных чиновников во все сектора экономики вырос, некоторые государственные чиновники фактически приватизировали целые отрасли, правоохранительные органы заместили бандитские «крыши» 90-х годов, цена «административного вопроса» для бизнеса выросла многократно.
В области внешней политики в результате непродуманных действий и решений на пространстве СНГ терпим одно поражение за другим. Ошибки во внутренней политике в отношениях с большим бизнесом (в первую очередь дело ЮКОСа), взятие государством под контроль основных средств массой информации, ситуация с правами человека и построение в стране манипулятивной демократии приводят к серьезным репутационным и экономическим потерям России на международной арене, в основном в отношениях с ведущими мировыми державами.
Таким образом, Касьянов вместо традиционного для правозащитников и правых партий, но совершенно не интересного экономически активным и деятельным людям абстрактного причитания о правах человека, криков «долой антинародный режим» и глупых пуганий («сегодня у Ходорковского отняли ЮКОС – завтра у вас отнимут квартиру») должен был говорить то, с чем действительно согласны очень многие, – команду Путина надо менять, потому что она – команда упущенных возможностей. Слишком много не было сделано, слишком увлеклась эта команда рассовыванием страны по карманам.
Вместо этого Касьянов пошел совершенно другим путем. Он начал искать дружбу тех, кто все имел и все проиграл — СПС и «ЯБЛОКА», пытался дружить с правозащитниками, терпеливо и подолгу сидел на гражданских конгрессах и слушал пламенные и однообразные обличения «преступного режима». Стал пользоваться советами и кадрами все продувших правых. И наконец решил купить партию, про которую единственное, что можно вспомнить – так это то, что именно она на заре демократии, 15 лет назад, вроде бы выдвинула Ельцина в президенты России. И все это закончилось очень обидным, но вполне закономерным фиаско – Касьянова публично «сделал» какой-то мелкий аферист.
Михаил Михайловичу надо помнить, что похожим путем несколько лет назад пошел бывший председатель Государственной думы и секретарь Совета безопасности Иван Петрович Рыбкин. И путь этот очень быстро, примерно за год, привел Ивана Петровича в Киев. И не стало такого политика – Ивана Петровича Рыбкина. Поэтому Михаилу Михайловичу Касьянову, пока не поздно, надо остановиться, одуматься, перестать пытаться дружить с кем попало и заняться серьезным делом. Не все еще для него потеряно.
Автор — член Совета по национальной стратегии