Ужасно узнавать о гибели хороших людей из новостей. Ужасно сознавать, что уходит такой человек, не дожив, не сделав многого. Именно так с Алексеем Девотченко.
Не могу сказать, что прямо взахлеб дружили, но были не чужими людьми. С апреля 2011 года, когда познакомились в пресс-центре Ходорковского на «Территории гласности». Я тогда, не отходя от кассы, предложила ему поехать на фестиваль «Пилорама» в Пермь. И хорошо помню эту «Пилораму». Девотченко играл моноспектакль на открытой сцене под проливным дождем. И зрители плевали на этот дождь. Их было много, и они были совершенно ошеломлены Лешиной работой. И он как-то очень стеснялся, принимая восторги в кулуарах. А вечером мы сидели у меня в номере, болтали про все на свете, и ужасно хотелось что-то ему сделать хорошее, поскольку вот уже классно отыграл и не ест, паразит, ничего.
Руководство фестиваля сразу в него влюбилось и приглашало его на все дальнейшие фестивали. И его жесткое: я должен каждый раз показывать что-то новое, пока нового нет, не могу… Сейчас «Пилораму» закрыли. Девотченко погиб…
А спектакль в Москве, с битковым залом, с каким-то невероятным Иосифом Бродским в его исполнении… Помню еще пакет персиков, который мы ему отправили за кулисы… Как-то так нечасто созванивались, но было чувство удивительного дружеского тепла.
А что касается его действий как гражданина, то такой ни разу не стыдный гражданин. Он делал то, что считал правильным, без пафоса и очень спокойно. Эдакая гигиена души. Не расценивал свои поступки как подвиг, не звал за собой никого. Или нет, звал, потому
что делал это спокойно и без надрыва. На мой взгляд, такое привлекает сторонников больше, чем любые лозунги.
Нельзя сказать, что его профессиональная судьба не удалась. Играл меньше, чем мог. Это так. Но напомню, что некий вакуум вокруг Алексея в его родном Петербурге сложился как-то очень в то же время, как стала известна его гражданская позиция. Он перестал быть нужен в связи с тем, что он думал и говорил по вполне конкретным вопросам. И не надо мне говорить, что это вещи, не связанные между собой. И звания ему давали. А он их не принимал, потому что не уважал тех, кто дает… Он был блистательный артист. И осанка у него была очень правильная.
А что касается его смерти, то с первого момента возникает масса вопросов. Манеры официальных источников напоминают булгаковскую Лапшенникову со скошенными к носу от постоянного вранья глазами.
Отшелушив, в сухом остатке имеешь: Алексей Девотченко весьма не нравился этим официальным источникам. И живым не нравился. Будут ли они делать все, чтобы выяснить причины его гибели? Сейчас они пытаются привязать его гибель к его же якобы порокам. Что вы, мол, это самоубийство под воздействием таблеток и спиртного.
Знаете, не верю. Потому, что, во-первых, у меня масса причин не верить этим источникам. Их показная ретивость в подобных ситуациях выглядит как глумление над прахом. И ситуаций таких было не одна и не две.
И еще один момент. Они, эти официальные источники, со своими фарсовыми законопроектами, со своими нарушающими закон правоохранителями, со своими мигалками и автозаками, со своей чертовой пропагандой, воспитали такой социум, в котором ничего не стоит убить человека за серьгу в ухе. За взгляды, не совпадающие с твоими…
Вроде просто нападение каких-то неизвестных людей с невыясненными преступными
намерениями… Никто не виноват, никого не нашли… Не верю. Главная политическая тема последнего времени внутри страны — разжигание розни. Больше того скажу, уровень, заданный властью, таков, что срываются на истерику и поддерживающие эту власть, и противники оной. И действие, стоившее жизни Алексею Девотченко, с моей точки зрения, было направлено именно творцами такой схемы. Кто не с нами, тот против нас...
И даже если завтра найдется непонятный стрелочник, на которого повесят это убийство, не будет никакой веры в то, что преступник именно он. Уж больно скошены глаза от постоянного вранья у дознавателей, следователей и судей...
На фото: Россия. Санкт-Петербург. 15 марта. Актер Алексей Девотченко в роли Шута на сцене Малого Драматического театра во время генеральной репетиции спектакля «Король Лир» в постановке режиссера Льва Додина.
Фото Юрий Белинский / ТАСС