В Киеве приступила к работе Верховная радаУкраины нового созыва. Первое заседание началось с минуты молчания в память о погибших участниках Евромайдана. Председателем украинского парламента был избран Владимир Гройсман, член «Блока Петра Порошенко». Во время первого заседания парламентарии также приняли присягу на верность Украине и проголосовали за создание правящей коалиции — в нее вошли 302 депутата от «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко», «Самопомощи», Радикальной партии и «Батькивщины». Как заявил Гройсман, объединение получило название «Европейская Украина». Пост премьер-министра Рада оставила за Арсением Яценюком, а также отменила закон об особом статусе Донбасса. Об итогах первого дня работы Верховной рады «Ежедневному журналу» рассказал политолог Георгий ЧИЖОВ.
Первый день работы Рады — технический. 27 ноября было объявлено о составе коалиции, избраны спикер и премьер-министр. В окончательный состав коалиции вошли все фракции, кроме Оппозиционного блока. К коалиции также присоединилась часть одномандатников-самовыдвиженцев, поскольку до сих пор действует решение Конституционного суда, принимавшееся ещё под Януковича, которое позволяет участвовать в формировании коалиции депутатам, не входящим во фракцию.
Сначала предполагалась, что фракция Олега Ляшко не войдёт, но потом стало ясно, что все-таки войдет. При этом есть ощущение, что президенту и лидерам «Народного фронта» было бы легче формировать коалицию без Радикальной партии. Но поскольку они сами изъявили желание присоединиться и не настаивали ни на каких не полагающихся им портфелях, то отказывать не было возможности.
Политический весизбранного сегодня премьером Арсения Яценюка значительно вырос. Когда-то его считали просто «местоблюстителем Тимошенко», более того, человеком, заключившим договор с администрацией Януковича, которая разрешила «Батькивщине» существовать в таком виде. На Майдане он также не был очень популярной фигурой, его неоднократно публично освистывали. Тем не менее, после того как он был назначен премьером во временном правительстве, он показал себя гораздо лучшим государственным менеджером, чем ожидало общество. Дальнейшее развитие политического процесса, в первую очередь победа «Народного фронта» на выборах, и привело его на нынешний пост. Ещё накануне выборов, когда предполагалось, что партия Яценюка уступит партии президента, казалось, что максимум, на что Яценюк может рассчитывать, — место спикера. Но после оглашения результатов стало понятно, что президент просто не может настаивать на другой кандидатуре.
Фактически Яценюк получил мандат доверия от избирателей. И по Конституции он — самая сильная фигура в украинском политикуме, хотя понятно, что сейчас президент обладает большим влиянием и набором полномочий. Тем не менее, фигура премьера вполне независима. Теперь двое этих самых влиятельных политиков, Яценюк и Порошенко, должны будут согласовывать свои действия вне зависимости от того, хотят они этого или нет, потому что иной вариант будет для страны губителен.
Во вторник, 2 декабря, будет сформировано правительство, и тогда можно будет всерьёз говорить о законотворческой работе. Однако не факт, что всё устаканится и Рада сразу начнёт выдавать качественные законы. Пришло очень много новых депутатов, не имеющих опыта парламентской работы, кроме того, есть определённые противоречия как между депутатами из правящей коалиции и Оппозиционного блока, так и внутри самой коалиции. В частности, комбаты добровольческих батальонов чуть ли не публично выясняли отношения, звучали угрозы, что некоторым депутатам не позволят войти в зал. Сегодня, впрочем, ничего подобного не произошло, и можно надеяться, что не произойдёт и в дальнейшем, однако для начала конструктивной работы понадобится как минимум несколько дней.
Закон об отмене особого статуса — в известной степени тоже технический. Фактически закон об особом статусе регионов уже не действует, так как в ДНР и ЛНР провели выборы, не оглядываясь на украинское законодательство. Поэтому президент предложил его отменить, сохранив возможность принять потом аналогичный, который за это время будет доработан, с иными сроками выборов. Но это будет возможно только в том случае, если сепаратисты согласятся проводить выборы по украинским законам.
От Минских соглашений сейчас остался ограниченный масштаб боевых действий. Назвать эту ситуацию перемирием, конечно, сложно, но полноценных боевых действий всё-таки нет. Происходят взаимные обстрелы и отдельные вылазки со стороны ополченцев, которые время от времени пытаются занять новые территории и формально даже чуть-чуть расширили зону своего влияния. Украинцы были вынуждены вывести солдат с одного блокпоста.
Так что напряжение сохраняется, хотя психологически к нему все привыкли. Неделю или две недели назад ожидалось, что Россия вот-вот начнёт прямое наступление. А сейчас, хотя и не произошло реальный разрядки, все привыкли к сложившейся ситуации и научились с этим жить. Однако угроза возобновления активных боевых действий и атаки со стороны ДНР и ЛНР сохраняется и, более того, постоянно обсуждается. Например, вчера украинские журналисты обнаружили в администрации президента российского посла Михаила Зурабова. И уже появилась версия от анонимного источника в администрации, что Путин потребовал от Украины признать ДНР и ЛНР, а также отказаться от вступления в НАТО и ЕС, угрожая в противном случае возобновить наступление. Конкретно такая формулировка — явное преувеличение, но зачем Зурабов приходил в администрацию президента — большой вопрос.
На фото: Украина. Киев. 27 ноября. Президент Украины Петр Порошенко (справа) на заседании Верховной рады нового созыва.
Фото: Михаил Палинчак/пресс-служба президента Украины/ТАСС