Ей-богу, больно смотреть. Выступление премьер-министра Дмитрия Медведева производит жалкое впечатление. Часть, посвященная экономике, откровенно глупа — будто ее писал академик Глазьев. Часть, посвященная политике, откровенно пораженческая (в терминологии Проханова-Гиркина) — будто начальство выбрало его для сообщения, что «Новороссия» слита и Кремль готов разменять ее на «крымнаш». Часть, посвященная пропаганде (это, собственно, почти весь текст), даже глупее экономической — будто адресована Маркову с Третьяковым.
Для пущего эффекта подключили говорящую голову Сергея Лаврова, которая авторитетно подтвердила: таки да, «Москва является единственной силой, выступающей за сохранение Донбасса в составе Украины…». Короче, большой привет донецким борцам за духовные скрепы. Им при таком раскладе ничего, кроме украинского трибунала, не светит. Тикать, скорее тикать…
Пройдемся пунктиром по пунктам.
«Всего год — и от той близкой нам страны… остались только воспоминания»… Достойная эпитафия для мудрой вертикальной стратегии на постсоветском пространстве. Всего два года, как она собралась в поход за возвращение Украины в Таможенно-Евразийский союз — и вот такой невероятный прогресс. Не говоря про восстановление таможни между РФ и Белоруссией.
«Днепрогэс (для Украины??) строился силами всей страны»… Опять случай, когда лучше жевать, чем говорить: гидростанция на днепровских порогах была спроектирована еще при кровавом царском режиме в 1912 году и планировалась к вводу в 1920-м. Если бы не большевики в Питере и Москве, «Днепрогэс» без шума, пыли и пропагандистских воплей был бы воздвигнут, ну, максимум к 1925-му. А так первую очередь открыли лишь в 1935 году, вторую в 1939-м. И еще пеняют Украине за всесоюзную помощь!
Пропагандистскую байку, что в результате (??) усилий всей советской страны Украина стала «одной из самых развитых республик», премьер повторяет как самоочевидную истину. Даже для вежливости не попытавшись прикинуть, где сегодня была бы республика, когда б пролетарский Кремль не протащил ее через революционный террор, гражданскую войну, эмиграцию,коллективизацию, голодомор, унесшие на круг никак не менее 5 миллионов жизней. Не говоря про еще одного геостратегического гения, предшественника Владимира Путина, который в результате тонких игр с Гитлером (в расчете запустить ежа в штаны Великобритании) получил самую кровавую и разрушительную в истории человечества бойню именно на своей (не в последнюю очередь украинской!) территории. Что опять же стоило этой земле еще минимум 5 миллионов человек плюс (точнее, минус) послевоенный голод, железный занавес и очередной цикл репрессий.
«Сумма российских инвестиций, льготных кредитов, поставок на льготных условиях далеко перевалила за сотню миллиардов долларов. Только за счет низких цен на газ Украина сэкономила более 82,7 млрд долларов». Подразумевается: вот ведь какие сволочи неблагодарные! А читается — в традициях жесткого путинского юмора — строго наоборот. Вы ведь слышали, как в апреле помощник госсекретаря США Виктория Нуланд призналась, что Америка с 1991 года вложила в развитие украинской демократии 5 миллиардов? Еще специально оговорив, что в подготовку Майдана они денег не вкладывали — чем вызвала бурю веселья среди путинских патриотов: а как же печеньки?!
Хорошо, будь по-вашему. Допустим они, гады, все эти 5 миллиардов целеустремленно вкладывали как раз в подготовку Майдана. Уж мы-то их, пиндосов, как облупленных знаем! Уж нас-то не проведешь!.. Ладно. Раз вы такие пронзительные, чисто конкретно сравним эффективность двух проектов. Какими же геополитическими талантами надо обладать, чтобы, вложив в дело «за сотню миллиардов долларов», в итоге упустить соседа с трехсотлетней историей лояльности к заокеанскому конкуренту, который заплатил в двадцать раз меньше?!
Лишнее доказательство, что демократия и свобода распространяются естественнее (и потому эффективнее) любых вертикальных изобретений. Как-то не верится, чтобы Дмитрий Медведев намеревался обосновать именно этот тезис. Но получилось так — и довольно убедительно.
Отсюда вопрос: а кому он вообще адресовал свои жалостные истории? Никто, кроме зрителей федеральных телеканалов, ему не поверит. Они, впрочем, тоже не поверят — ибо из последних сил верят Путину. Но на кого еще можно рассчитывать с заявлениями типа: «Российская сторона (в отношениях с Украиной) никогда не использовала экономический фактор для решения каких-либо политических вопросов»? Уж точно не на мировые СМИ — те еще не забыли про зимние газпромовские игры с краном. Знают и про раскулачивание, и про Днепрогэс, и про голод в 1946-1948 годах, во время так называемого быстрого послевоенного подъема социалистического хозяйства на фоне углубляющегося общего кризиса капитализма.
Столь непритязательное фуфло может сработать только в аудитории с глубиной коммуникативной памяти не более полугода. То, что начальники искренне (и, надо признать, не совсем безосновательно) держат нас за идиотов — не новость. В данном случае интереснее другое: если премьерские речи предназначены для внутреннего употребления, то не имеем ли мы дело с такой классикой жанра, как публичное покаяние, признание допущенных ошибок и обещание искупить вину утроением бдительности? А также беспощадной борьбой с разного рода проявлениями-уклонениями типа «свобода лучше, чем несвобода».
Тогда — в соответствии с законами жанра — понятно, почему именно ему поручили сообщить пренеприятное известие о сливе «Новороссии». До кучи с прочими либеральными заблуждениями пусть теперь ответит и за это. Медведев (как и многие его предшественники на этой скорбной стезе) покорился. В слабенькой надежде, что стая товарищей оценит лояльность и даст порулить еще годик-другой. Увы, он слабовато знает не только экономическую и политическую историю Отечества, но и историю жанра: такого рода натужные разоблачения служат черной меткой для их авторов. Тоже из отчасти прагматических соображений: раз покаялся, значит, на самостоятельную политику неспособен. Раз все равно неспособен, то какая разница, кто займет его место? Других, точно таких же, полна коробочка.
А вот тебе — прости, товарищ, ничего личного! — выпал тяжкий, но почетный жребий быть принесенным в жертву суровому Богу Поднимания с Колен. Унести на личном горбу в небытие и забвение очередную кучу глупостей и преступлений, совершенных высшим руководством.
Должны же трудящиеся иметь объяснение, почему при абсолютно верном и неуклонном курсе Партии и Правительства на построение светлого будущего, жить становится все страшнее,врагов все больше, а денег и товаров — наоборот! Так что давай, гнида, в добрый путь! Не поминай лихом там, на Колыме…
Понятно, по нынешним гуманитарным временам сюжет не будет столь прямолинейным. Но вряд ли неплохому, по сути, человеку и специалисту Дмитрию Медведеву от этого легче. Извращенный мир вертикали тем и страшен, что неплохих и неглупых от природы людей сначала превращает в трусов, подлецов и дураков, а потом (за ненадобностью — да кому они нужны такие?!) выплевывает кровавым сгустком на рельсы, звонкой стальной нитью туго натянутые на победном пути к зияющим высотам.
Попытка премьер-министра зацепиться за подножку уходящего в великое прошлое поезда вызывает сочувствие. Он действительно по-человечески неплох был. Никому не желал зла; старался честно работать на благо государства. Просто, как все труженики вертикали, быстро утратил способность отличать Отечество от Вашего Превосходительства и Народ от Государства.
Отсюда ясный вывод: на повестке вертикали спасение именно Его Превосходительства. Отечество вместе с народонаселением — черт с ними, как-нибудь перетопчутся; не привыкать. Надежды хотя бы на рационализацию (про либерализацию давно уже говорить не приходится!) внешней и внутренней политики сугубо иллюзорны. Как, кстати, иллюзорны и раздуваемые частью либеральной интеллигенции нарочитые ужасы перед «Путиным-империалистом», который якобы готов живот положить на алтарь «собирания земель русских».
Ничего он не готов. То есть при случае, конечно, с удовольствием — но только ежели без риска и на халяву. А чуть дело пахнет реальными угрозами его клану или личной безопасности и благополучию — так извините!
Поскольку реальные угрозы власти, личной безопасности и благополучию Владимира Путина сегодня генерируются скорее внутри, чем снаружи, есть основания ожидать более глубокой чистки элит, усиленного завинчивания гаек и восстановления Железного Занавеса.
А «Новороссия» — да хрен с ней! Стояла без нее кремлевская вертикаль почти 15 лет — и еще, бог даст, сколько надо простоит. Завоевать Украину кишка оказалась тонка. Стало быть, остаетсятолько ей мстить за то, что выбрала более современный и толковый путь развития.
Вот и вся вертикальная геополитика.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян