В течение двух дней на разных концах Земли произошли два террористических акта. В Сиднее некий эмигрант из Ирана захватил в кафе два десятка человек. На окне здания мужчина вывесил флаг с надписями на арабском языке. Некоторые СМИ предположили, что это символ террористической группировки «Исламское государство». Этот человек, предположительно душевнобольной, был хорошо известен австралийским властям. В частности, он рассылал угрожающие письма родственникам военнослужащих, погибших в Афганистане. В результате штурма террорист и двое заложников погибли.
Практически в то же самое времяв пакистанском городе Пешавар в результате теракта погибли 132 ребенка и девять учителей местной школы. Количество раненых, в том числе тяжело, также исчисляется десятками. Вооруженные боевики, переодетые в форму пакистанских военных, подъехали к школе в Пешаваре на мотоциклах и открыли огонь по охранникам. Террористы загнали детей в здание и начали отстреливаться от прибывающих к месту ЧП полицейских и военных. Ответственность за теракт взяло на себя движение «Техрик-и-талибан Пакистан». Представитель исламистов назвал теракт местью за операцию против «Талибана», которую пакистанская армия проводит с июня в Северном Вазиристане. Большинство учащихся школы — дети военнослужащих.
Ситуацию для "Ежедневного журнала" комментирует профессор Института востоковедения РАН Алексей МАЛАШЕНКО:
Теракты происходят практически каждый день, не только в Афганистане, но по всему миру. Я только что прилетел из Афганистана, и даже там говорят, что не помнят ничего подобного. Мы знаем, что произошло в Пакистане, а два дня назад один человек был убит и 14 ранено в ходе покушения на школу в Кабуле. И хотя кто-то говорит, что это агония исламского экстремизма, не думаю, что это так. Сейчас задача и «Исламского государства», и «Аль-Каеды» — показать, что они способны на всё, не отказываются от своих целей и будут продолжать террор. Тем более что очаги экстремизма теперь в разных местах: есть Сирия и Ирак, есть Афганистан, есть Пакистан. Взаимодействие между радикальными исламистами сменяется конкуренцией, хотя если дело дошло до того, что «Аль-Каеда» заявляет об «особой жестокости» «Исламского государства», то можно представить себе их уровень.
Скорее всего террористические атаки будут распространяться дальше, охватывая новые территории, включая Европу. Во всяком случае, надо быть готовыми к тому, что что-то произойдёт. Процесс пошёл и продолжит идти. Кроме того, надо отдавать себе отчёт, что, даже если завтра будет достигнута военная победа над «Исламским государством» в Сирии и Ираке, экстремисты никуда не денутся. Они рассеются, уйдут в подполье и продолжат борьбу. Совершенно очевидно, что после ухода американцев из Афганистана там будет всплеск экстремизма, который мы уже наблюдаем. А так как талибы связаны с пакистанцами, то мало не покажется. В общем, год по христианскому календарю заканчивается в непростых условиях, и я не вижу барьера, который может встать на пути радикальных исламистов.
Однако надо понимать, что феномен исламизма огромен. Есть и умеренные ребята, например, турки, и радикалы, с которыми всё-таки можно вести диалог, и экстремисты. На сегодняшний день диалог в принципе необходим, конечно, не с экстремистами, а с умеренными, и даже с теми, кто иногда оказывается на радикальных позициях. Даже в составе этих движений полно людей, которые не желают рубки голов, уничтожения детей и так далее. С ними можно и нужно иметь дело, потому что они могут предотвращать теракты или, хотя бы, способствовать понижению напряжённости.
Исламизм развивается по собственным законам, и мы знаем примеры того, как умеренные исламские диссиденты постепенно превращались в радикалов, а затем и в экстремистов. Одного рецепта, который позволяет этого избежать, не существует. Но совершенно определенно ошибкой является надежда, что над исламским экстремизмом можно одержать силовую победу. Требуется комплекс мер, о котором много говорят, но который пока не реализован, и даже в случае создания какой-то «идеальной модели» на её воплощение потребуются годы.
На фото вверху: Австралия. Сидней. 15 декабря. Скриншот видео, которое транслировалось в эфире австралийских новостей Channel 7 о захвате заложников в кафе Lindt. EPA/ТАСС
На фото внизу:
Pakistan mourns victims of school massacre. A view of the blood stained auditorium of Army Public School that was attacked by the Taliban militants in Peshawar, Pakistan, 17 December 2014. BILAWAL ARBAB / EPA / ТАСС