Медиафрения. Экстаз
После «черного вторника» и пресс-конференции Путина в российском медийном пространстве произошел некоторый качественный сдвиг. Чтобы понять вектор и масштаб этого сдвига, обратимся к программе «Время покажет» с Петром Толстым и Екатериной Стриженовой на Первом канале 18.12.2014. Тема: послевкусие от пресс-конференции Путина, которая состоялась несколько часов назад. Показателен сам факт того, что более двух часов эфира в прайм-тайм на главном телеканале страны было посвящено пресс-конференции Путина — то есть событию, которое только что более трех часов транслировалось в прямом эфире по нескольким федеральным каналам, а также в сжатом изложении прошло по всем выпускам новостей.
А вот теперь еще раз все то же самое, но уже через ощущения тех, кто прикоснулся! Это не журналистика и не медиа. Это религия, отправление культа. Екатерина Стриженова задает вопрос своей коллеге с регионального канала Надежде Пешехоновой, которой удалось задать вопрос Путину: что вы чувствовали в этот момент? «Это самый счастливый день в моей жизни!» — отвечает молодая журналистка, и все ее существо излучает такое блаженство, такой экстаз, что понимаешь: такое сыграть нельзя. Миг счастья для нее не встреча с любимым, не рождение (возможно, в будущем) ребенка, а вот этот десятисекундный вербальный контакт с верховным божеством того мира, в котором она и еще сто сорок миллионов вдруг оказались. Не имеют никакого значения ни содержание вопроса, ни ответ президента. Важна лишь порция благодати, полученная в момент контакта.
Кстати, вопрос был по существу: про репрессивный запрет кабельным телеканалам размещать рекламу. А ответ Путина был совершенно глумливым: мол, запрет наложили по инициативе самих СМИ, а кабельным каналам надо самим научиться зарабатывать. Еще раз. По пунктам. Местным кабельным каналам запретили зарабатывать на рекламе. Путин говорит, что это федеральные телеканалы, главные из которых получают деньги из бюджета, решили съесть весь рекламный пирог и уничтожить руками власти более мелких конкурентов. И решив, видимо, довести ситуацию до полного иезуитства, добавляет: мол, надо вам научиться самим зарабатывать. И вот, получив такой издевательский ответ, журналистка вместо возмущения впадает в полную эйфорию. Жаль, не приказал выпороть публично на Лобном месте, счастье было бы полным и окончательным.
В студии Первого канала развернулось настоящее соревнование за наиболее яркое, выразительное и откровенно-бесстыжее предъявление миру своего восторга от того, что и как сказал Путин, от того, как он держался и строил фразы. Известные политики и сотрудники СМИ на равных конкурировали с безвестными зрителями.
— Я как женщина хочу сказать огромное спасибо президенту, и я верю ему!
— Я горжусь тем, что я живу в такой стране и тем, что у нас такой президент!
Собственно, эти две реплики двух безымянных дам из публики в концентрированном виде выразили все содержание более чем двухчасовой передачи. Но, поскольку мы имеем дело не со СМИ, а с отправлением культа, тут был важен ритуал и единство веры в многообразии личностных оттенков. Экстаз Сергея Доренко вызвал ответ Путина журналисту ВВС, который спросил, зачем российские военные самолеты летают над границами стран Евросоюза. Доренко решил, что журналист ВВС испугался, и ему, Доренко, от этого «сладко стало». Все начинали свои выступления с того, что благодарили Путина. Это был какой-то День благодарения, с той лишь разницей, что в США этот праздник отмечается в ноябре, а у нас внезапно случился месяц спустя и там благодарят Бога, а у нас… впрочем, здесь разница лишь в том, кого именно у нас и у них считают Богом…
Владелец «МК» Павел Гусев благодарил Путина за то, что он признает права человека, политолог Орлов — за то, что Путин не поддается давлению, президент «Известий» Владимир Мамонтов — за то, что Путин велик и «как политик, и как народный вождь, и как интересный собеседник, и как человечный человек». В студии Первого канала не было никого, кто усомнился бы в величии и непогрешимости Путина, никого, кто хотя бы включил иронию, ведь многие в своих славословиях буквально воспроизводили многократно осмеянные дифирамбы прежним вождям. В студии не было место спору, поскольку было полное единство и симфония духа.
Впрочем, под занавес передачи спор все-таки случился. Инициатором стал Сергей Доренко, который заявил, что русские — это народ духа и подвига и что если бы мы гнались за мягкой туалетной бумагой, то мы бы изменили себе, своему духу и не были бы способны на подвиг. Этот жесткий выбор между духом и подвигом с одной стороны и туалетной бумагой с другой заставил серьезно задуматься ведущего Петра Толстого, который, видимо, настолько привык за последнее время пользоваться туалетной бумагой, что сразу отказаться от этого блага был не готов. Раздумья ведущего вылились в вопрос: а нельзя ли совместить дух и туалетную бумагу? Однако Доренко был беспощаден к туалетно-бумажному оппортунизму Толстого: Россия должна быть страной духа и великого подвига, отрезал он. И стало ясно, что никаких уступок пользователям туалетной бумаги «русский мир» в лице Доренко допускать не намерен.
«Русский мир», бессмысленный и беспощадный
Эстафету от Доренко, который запретил русским мечтать о туалетной бумаге, не говоря уж о том, чтобы пользоваться этим атрибутом бездуховности, принял Дмитрий Киселев, который в «Вестях недели» привел и иные отличия «русского мира» от прогнившего Запада. Заключительный сюжет своей программы Киселев посвятил сравнению двух акций, которые получили распространение на Западе и в России. Со снисходительной насмешкой Киселев рассказал о массовом распространении в США и Европе публичной акции «Испытание ведром ледяной воды», когда люди под камеру выливают себе ведро холодной воды на голову и предлагают, поименно, еще троим повторить этот подвиг. В этом странном занятии Киселев уличил кучу известных людей, включая Билла Гейтса, Дэвида Бэкхема, Леди Гагу и массу всякого иного знаменитого люда.
И вот этим рахитичные янки хотят удивить русского медведя? На это Киселев с удовлетворением продемонстрировал типичный «русский асимметричный ответ». Вдоволь посмеявшись над заокеанскими слабаками, выдающими за подвиг простую гигиеническую процедуру, он рассказал о русских, которые обливаются жидким азотом с температурой минус 195 градусов. Вот она, истинная сила духа! Полагаю, для многих отказ от туалетной бумаги, предложенный Сергеем Доренко в качестве подвига во имя русского духа, станет не менее трудным в исполнении, чем обливание жидким азотом, предложенное Дмитрием Киселевым. В любом случае, изнеженные янки и вялые европейцы были в который раз посрамлены.
Правда, из программы Киселева выпал некий фрагмент, касающийся «Испытания ведром ледяной воды». Суть этой акции, в которую включились сотни тысяч людей по всему миру, заключается вовсе не в демонстрации своей доблести, а в солидарной поддержке и оказании адресной помощи больным редким неизлечимым заболеванием — боковым амиотрофическим склерозом. Это не пижонство и не коллективный выпендреж, как представлено у Киселева, а игровая благотворительность, когда каждый участник акции жертвует определенную сумму в фонд помощи неизлечимо больным людям. Судя по тому, что в ходе акции в фонд собраны десятки миллионов долларов, такие игровые формы благотворительности на Западе будут практиковаться и впредь, так что у Киселева будут еще поводы для насмешек. Что же касается призыва, в пику Западу, обливаться жидким азотом, то Киселеву стоит поблагодарить устройство Вселенной за то, что жидкий азот на нашей планете не столь доступен, как обычная вода, иначе ему пришлось бы нести ответственность за массу несчастных случаев, возникших при попытках испытать на себе новую русскую забаву. Впрочем, жидкий азот еще не самое худшее. По сообщениям прессы, в Палестине американская акция трансформировалась в вываливание себе на голову ведра с гравием, что, по местным меркам, должно служить акцией в поддержку Палестины. Так что «палестинский мир» в своей бессмысленности и беспощадности еще покруче русского будет.
До того как Киселев посрамил Запад, он успел защитить Рамзана Кадырова и чеченский народ от Ксении Собчак, которая, как известно, воспользовалась открытостью Путина и задала ему ряд провокационных вопросов. В частности, она почему-то сочла противоречащими российскому законодательству слова главы Чечни о том, что родственники боевиков будут высланы из Чечни навечно, а их дома разрушены. Не нашла она, видишь ли, такой нормы в российских законах. Киселева возмутило в вопросе Собчак многое. Во-первых, непонятно, почему Собчак усмотрела связь между словами Кадырова и последующим сожжением домов семей боевиков. Она что, видела Рамзана Ахматыча с канистрой бензина возле этих домов? Его слова — это предвидение. Как истинный лидер Рамзан Кадыров знает уклад чеченского народа, его традиции, национальный орнамент и мелодии души.
Тут же, не сходя с места, Киселев доказал, что решение высылать людей из страны за совершенные преступления есть признак сугубой европейскости. И привел в пример исландский альтинг, древнейший в мире парламент, который к таким наказаниям приговаривал свыше тысячи лет назад. Совсем недавно в обвинительном заключении по делу «Пусси Райот» в качестве обоснования фигурировали решения Трулльского собора, который проходил в Константинополе в 691 году. Теперь вот ссылка на исландский парламент Х века… Каннибализм, рабство, сожжение ведьм… Какие еще атрибуты специфического уклада «русского мира» и его отдельных частей будут предъявлены публике и обоснованы народными традициями и сакральными историческими прецедентами?
Дело Путина-Сталина живет и побеждает
«Черный вторник» окончательно стер различия между представителями думских партий. Это проявилось, в частности, на «Воскресном вечере с Владимиром Соловьевым» 21.12.2014, когда обсуждали, как должна вести себя Россия в условиях кризиса. Все участники дискуссии излучали исторический оптимизм. Первым слово получил Ж. Собственно, в передачах Соловьева иначе и не бывает. Ж. сообщил, что мы (явно имел в виду Россию) самые сильные на планете, то есть номер 1. На втором месте в рейтинге Ж. стоит Китай, на третьем — Европа, на четвертом — исламские государства. На этом нумерология Ж. была прервана, и мир так никогда и не узнает, какая страна замыкает пятерку лидеров: Нигерия, Венесуэла, а может, КНДР?.. Ясно одно: в том мире, в котором живет Ж., Соединенные Штаты Америки это самая жалкая, ничтожная и никчемная страна, не заслуживающая упоминания.
Эстафету посрамления Америки у Ж. перехватил депутат Железняк, который знает, что «во всех действиях, которые совершает Америка, она идет за нами вслед, а мы, наоборот, являемся инициаторами политических изменений в мире». Депутат Пушков заметил, что американцы нервничают, все время суетятся, замышляют против нас, но ничего у них не получается.
Тут слово взял депутат Вячеслав Никонов. За последний год депутат Никонов очень сильно изменился. Сильно раздался в корпусе, утратил остатки интеллигентского резонерства, свойственного иным представителям политологического племени. Речь стала властной, чеканной и афористичной. Короче, в депутате Никонове явственно проснулся дедушка, Вячеслав Михайлович Молотов. Вот уже который раз внук без ссылки процитировал как свои слова деда: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»…
При этих словах все в студии, от Зюганова и Ж. до Соловьева с Железняком, умильно и немного завистливо улыбаются, поскольку, с одной стороны, довольны, что видят живую связь времен, а с другой — у них-то ни у кого нет такого замечательного деда. Того, который пакт Риббентропа-Молотова подписал, которого Украина признает одним из главных организаторов Голодомора и который возглавляет кровавую пятерку главных расстрельщиков (по числу подписанных расстрельных списков: Молотов — 372, Сталин — 357, Каганович — 188, Ворошилов — 185, Жданов — 176). А депутат Никонов продолжает чеканить: против нас началась война. Против нас создан Украинский фронт. Надо признать вызов Новороссии. Никто их не оставит. Русские не сдаются.
Весьма своевременно оживший в депутате Никонове дух Молотова чрезвычайно вдохновил Зюганова, который поздравил всех присутствующих со 135-летней годовщиной со дня рождения Сталина.
Подводить итог дискуссии по теме «Что делать?» Соловьев поручил обновленному депутату Никонову и режиссеру Шахназарову. Оба были чеканно суровы. Депутат Никонов, отвечая на вопрос «Что делать?», выдал формулу твердую как гранит и вечную как сама Россия: «Для оппозиции — надо перестать ныть! Правительству надо перестать мешать! Надо деофшоризировать Россию». И поскольку Зюганов попытался что-то вставить — специально для него: «Геннадий Андреевич, не ныть и не мешать!» У меня сложилось ощущение, что Зюганов нисколько не огорчился такому несколько пренебрежительному обращению. Он, наоборот, даже как-то умиротворился — как старый конь, почувствовавший наконец узду строгого хозяина.
Режиссер Шахназаров, также впечатленный веяниями из глубин первой половины прошлого века, сослался на авторитет В.И. Ленина и призвал больше вовлекать людей в управление, использовать творчество масс. Кроме того, режиссер Шахназаров сообщил, что главной заслугой Путина является создание политической системы. Как именно эта система сопрягается с творчеством вообще и с творчеством масс в частности, режиссер Шахназаров не пояснил.
Состояние обитателей российских телеканалов и иных прокремлевских СМИ после «черного вторника» и пресс-конференции Путина можно охарактеризовать одним словом — экстаз. Это, как известно, такое состояние сознания, при котором теряются границы между внешним и внутренним.
Внешнее, то есть объективное состояние России, более-менее одинаково описывают все наблюдатели. Доллар, попрыгав как кенгуру, успокоился и стоит теперь всего в два раза больше, чем год назад. Поднятая ЦБ ключевая ставка делает невозможным любое предпринимательство. На федеральные каналы вновь вернулись, исчезнувшие было на несколько дней, лидеры ДНР и ЛНР, которые при слове «перемирие» тут же спрашивают, мог ли Жуков в 1944 году предлагать перемирие Гитлеру… Идея «вталкивания ДНР и ЛНР» обратно в Украину, похоже, если и не похоронена, то пока не имеет внятного плана реализации, что означает продолжение войны, а значит, и дальнейшую изоляцию России.
Что же касается состояния внутреннего, то это типичный религиозный экстаз, при котором все, что исходит от кумира, воспринимается как откровение, а сам кумир превращается в сверхъестественное существо, лишенное недостатков и наделенное всемогуществом. Путин при жизни помещен в мавзолей из непроницаемых глыб лжи, подхалимажа и искренней тупости своего окружения. Тело Мавсола Второго, древнего правителя области Кария в Малой Азии, было предано земле и укрыто от глаз живых, а гробницу, названную в его честь, возвели по приказу тщеславной супруги царя. Гранитный Мавзолей В.И. Ленина, воздвигнутый почти 23 столетия спустя против воли его вдовы и по прихоти безумных товарищей по революционному террору, отличался тем, что труп был выставлен на всеобщее обозрение, как товар на ярмарке. Насколько мавзолей соответствует русской и европейской обрядовой практике — тема отдельной дискуссии, в которой автор данной колонки вряд ли способен принять компетентное участие. Но то, что из мавзолея невозможно управлять такой страной, как Россия, представляется очевидным.
Фото Сергей Фадеичев/ТАСС