По подозрению в крупном и особо крупном мошенничестве Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении организаторов фестиваля «Книги в парках», ежегодно проходящего в Москве. Правоохранители возлагают вину на руководителя ЗАО «БЮРО17» Александрину Маркво и ее водителя Андрея Мыльникова. Маркво — гражданская жена Владимира Ашуркова, одного из соратников оппозиционера Алексея Навального. В СК подозревают, что при заключении госконтрактов со столичными властями Маркво предоставляла ложные сведения о понесенных затратах, в результате чего деньги, выделяемые из бюджета города, могли пойти на финансирование оппозиции.
В Следственном комитете даже не слишком скрывают политический характера дела, в которое вовлечены известные литераторы и актеры. Там всячески подчеркивают, что в организованных Маркво мероприятиях принимали участие писатели и представители творческой интеллигенции, которые почему-то все оказались членами оппозиционных организаций — Координационного совета оппозиции и Лиги избирателей. В их числе писатели Дмитрий Быков, Лев Рубинштейн, Виктор Шендерович, Борис Акунин, телеведущие Михаил Шац и Татьяна Лазарева.
Перспективы следственного дела «Ежедневному журналу» комментирует искусствовед и журналист Анатолий ГОЛУБОВСКИЙ:
Речь идёт о попытке «накачать» определённым содержанием представления общества о том, кто такой Навальный и что собой представляет его деятельность. Это попытка его демонизировать. Навальный наживается на иностранном бизнесе в России, кроме того, его щупальца дотянулись уже до самого Кремля, где принимаются решения о финансировании каких-то проектов, а на самом деле деньги идут на финансирование его кампании. Именно это — задача, которая решается в рамках начатого уголовного дела. Всё-таки, когда из Следственного комитета сразу после последнего слова Навального на суде происходит утечка о возбуждении уголовного дела, по которому раньше были только проверки, понятно, что мы видим кусочек информационной войны.
Заодно можно очистить власть от людей, которые, с точки зрения правящей группировки, довели страну до нынешнего раздрызганного состояния. Конкретно это дело может привести к серьёзному наезду на московскую культурную политику. Потому что очень скоро будут приняты Основы государственной культурной политики, и попытка криминализировать «Книги в парках» и вообще всю парково-хипстерскую активность может быть связана с тем, что культурная политика у нас должна быть одна. Не отдельно Мединского и отдельно Капкова, а одна. Соответственно и все люди, которые связаны с выделением грантов, такие как Сеславинский и Григорьев, могут столкнуться с тем, что срок их пребывания на важных постах подходит к концу. Литераторов при этом пытаются развести на скандал: вот, дескать, им выписывались какие-то деньги, а получал их Навальный и его предвыборной штаб. При этом любому нормальному человеку понятно, что в проекте «Книги в парках» легко могли участвовать совсем не эти авторы, а какие-то совершенно другие. Да и участвуют: в разные годы свои произведения на встречах читали и Татьяна Толстая, и Эдуард Тополь, и Михаил Веллер, и еще десятки людей.
Попавшие под следствие авторы, несмотря на свою известность, не являются «неприкасаемыми». Например, Льва Рубинштейна уже задерживали 7 мая, когда по Москве ехал кортеж Путина. Администрация президента и Следственный комитет думают только о публичном эффекте своих действий, сами люди им глубоко безразличны. А если сейчас будут всерьёз закручивать гайки, то никаких «неприкасаемых» вообще не будет. Однако по нынешнему делу писатели могут проходить только в качестве свидетелей, потому что на них нет вообще ничего. Им сейчас ничто не угрожает.
На фото: Россия. Москва. 10 декабря. Писатель Виктор Шендерович у здания СК РФ, куда он был вызван для официальной беседы в связи с расследованием хищения средств при организации фестиваля "Книги в парках". Сергей Савостьянов/ТАСС