На первый взгляд между происшествиями, что в минувшие выходные случились с двумя известными российскими журналистами, нет ничего общего. Но это только на первый взгляд.
Автомобиль главного редактора оппозиционного журнала «TheNewTimes» Евгении Альбац наряд ДПС остановил в самом начале Нового Арбата. По словам самой Евгении, «выдернули из среднего ряда из плотного потока совершенно без каких-либо оснований»… Ну, основания, как мы теперь понимаем, у наших бравых правоохранителей, разумеется, были, просто они вряд ли согласятся ознакомить с ними отечественную общественность. А далее произошел конфликт. Г-жа Альбац требовала, чтобы сотрудники ДПС предъявили служебные удостоверения и объяснили причину своих действий. Те отказывались, в свою очередь настаивая на том, чтобы Евгения показала им свои документы.
Любой московский автомобилист скажет вам, что это вполне тривиальная история, на столичных улицах случаются и похлеще. Соглашусь, но вот только конец этой истории совсем не тривиальный: Евгению Альбац теперь обвиняют в нарушении статьи 19 Административного кодекс часть 3 («неповиновение сотрудникам полиции»), согласно которой ей грозит до 15 суток административного ареста. Но главное даже не это — как-то так совершенно случайно вышло, что рядом оказалась съемочная группа НТВ, и сюжет о происшествии вышел в эфир уже в вечернем выпуске «ЧП». Причем в нем говорилось, что, согласно информации, полученной от «очевидцев», Евгения Альбац ехала со встречи в грузинском ресторане.
Понятно, что сводная бригада из полицейских и «журналистов» пыталась осуществить наглую провокацию. Возможно, они надеялись, что Евгения Альбац в эти предпраздничные дни слегка выпила, а потом села за руль или что она, например, начнет совать правоохранителям взятку. Однако расчет на лакомую развязку не оправдался: Альбац была трезва и денег никому не предлагала. Отсюда возник последний, самый тухлый сценарий — статья 19, часть 3. В итоге 30 декабря дело будет слушаться в суде.
Известного тележурналиста Леонида Парфенова на улице никто не останавливал. Ему просто позвонил молодой человек, рассказал, что создан сайт в поддержку Алексея Навального, которому 15 января должен быть вынесен приговор, и попросил разрешения записать интервью. Парфенов согласился. В итоге оказалось, что из его комментария осталось лишь 10 секунд вполне нейтрального текста, а он на самом деле разрекламировал страницу в интернете, призывающую посадить Алексея Навального на реальный срок. Ясное дело, что Леонид все это немедленно опроверг и дезавуировал, но провокаторы-то уже получили, что хотели…
Нет сомнений, что две эти операции осуществляли совершенно разные люди. Но также очевидно, что планирование и общее руководство исходят из одного центра. Мы явно имеем дело с возросшей провокационной активностью Кремля, который развернул очередную кампанию дискредитации представителей оппозиции. Кремль пытается создать определенный фон. А уж о том, что будет происходить на этом фоне, пока остается только догадываться. Впрочем, ждать осталось недолго — до 15 января. В этот день многое прояснится. А пока надо быть предельно внимательными.
Фотографии Марии Олендской / ЕЖ