Уже на первом заседании 2015 года Госдума, этот взбесившийся принтер, приняла в первом чтении очередной драконовский законопроект. На сей раз о «нежелательных» иностранных организациях. Он предлагает ввести процедуру признания деятельности на территории России иностранной или международной организации нежелательной, если она «представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны и безопасности государства». Признание деятельности какой-либо «организации» нежелательной авторы законопроекта хотят проводить во внесудебном порядке. Определять, какая организация является «нежелательной», будет Генпрокуратура «по согласованию с МИДом на основании данных, поступающих от правоохранительных органов». Перечень таких организаций должен вести и обнародовать Минюст. Из текста закона прямо следует, что в перечне могут оказаться как зарубежные НКО, так и частные компании, и транснациональные корпорации.
По мнению авторов закона, он позволит более эффективно препятствовать деятельности иностранных структур, формирующих угрозы «цветных революций» или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе. В пояснительной записке указывается: признание деятельности какой-либо организации нежелательной повлечет за собой блокирование ее счетов и имущества, запрет на создание ею структурных подразделений на территории РФ, распространение информационных материалов, ограничение въезда в Россию лиц, участвующих в деятельности такой организации, ограничение права учреждать российские некоммерческие, общественные и религиозные организации.
Законопроект предлагает ввести новые статьи в Уголовный и Административный кодексы РФ. Так, КоАП предлагается дополнить статьей «Незаконная организация деятельности иностранной или международной организации на территории РФ и участие в такой деятельности», а нарушителей штрафовать на 10-100 тысяч рублей. А в УК депутаты хотят ввести статью о привлечении к ответственности в случае повторного нарушения и карать за это гораздо жестче — от штрафа в 300-500 тысяч рублей до лишения свободы на срок от двух до восьми лет.
Возможные последствия принятия этого закона "Ежедневному журналу" комментирует программный директор Московского бюро Human Rights Watch Татьяна ЛОКШИНА.
Принятый в первом чтении закон полностью в духе нынешнего печального российского тренда на закрытость, когда иностранные организации и вообще другие государства воспринимаются как противники российских интересов. Однако прикрыть филиал или представительство любой иностранной организации власти могут и без этого закона. Сделать это в рамках уже существующего законодательства очень легко. Чтобы далеко не ходить за примерами, можно вспомнить, как недавно представительство Международной кризисной группы, много лет существовавшее в Российской Федерации, было закрыто за один день, якобы по техническим причинам. То есть избавиться от структуры, которую власти считают нежелательной, есть все возможности.
Основное нововведение и основная опасность нового закона — то, как он отразится на физических лицах, конкретных гражданах, которые продолжат сотрудничать с той или иной организацией, признанной нежелательной. Что в данном случае означает «сотрудничать» — тоже вопрос открытый. Можно представить, что существует какая-то организация Х, которая была запрещена в соответствии с этим законом, и российские граждане, которые раньше работали в её представительстве, а теперь не могут этого делать, продолжают сотрудничать с ней уже по контракту. В этом случае всё понятно, в рамках принимаемого сейчас закона такие действия наказуемы.
Но есть и менее однозначные ситуация, в связи с которыми уместна аналогия с антиэкстремистским законодательством. Например, устраивается конференция, в которой в качестве соорганизатора или выступающего присутствует организация, признанная нежелательной. В ней участвуют российские граждане. Подпадают ли они под действие закона? Вполне может быть. Таким образом, возможность для россиян поддерживать какие-либо связи, тесные или не очень, с организациями, которые власть считает нежелательными, просто исчезает. Если человек, конечно, не готов к тому, что его привлекут к уголовной ответственности и, возможно, подвергнут серьёзному наказанию за интервью или участие в международном мероприятии.
Пока что трудно сказать, кто именно является основной «целью» этого закона — всё-таки он принят только в первом чтении и речь идёт о широком круге организаций (кстати, ни один из авторов законопроекта не решился привести ни одного примера, какие, собственно, организации имеются в виду). В качестве основания для признаниях их нежелательными также называется очень широкий круг причин: «нанесение ущерба обороноспособности, безопасности, общественному порядку, здоровью населения». Но, например, сайт Грани.ру заблокировали якобы потому, что он освещал протестные демонстрации. Хотя сотрудники сайта говорили, что они делали это как журналисты, пишущие об общественно важном мероприятии, им отвечали, что это были призывы к участию в общественных беспорядках. Такого рода общие слова всегда очень опасны, и их можно применить к очень широкому кругу организаций, в том числе и к международным правозащитным организациям. Было бы желание.
Фото: Россия. Москва. 20 января. Депутаты ГД РФ во время исполнения гимна России на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Михаил Джапаридзе/ТАСС