КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеНовый формат «ПолитПросвета»

12 ФЕВРАЛЯ 2015 г. БОРИС КОЛЫМАГИН



Известная премия «ПолитПросвет», лауреатами которой становились многие авторы «Ежедневного журнала», одно время была на грани закрытия. Но, посоветовавшись, члены попечительного совета решили, что работа будет продолжена. 11 февраля в московском кафе «Март» состоялась пресс-конференция, на которой члены жюри объявили о сборе заявок и рассказали о произошедших изменениях.

В 2015 году в премии меняется практически все: основные номинации, механизм работы и формирование жюри. Учреждены новые номинации – «Аналитика» и «Публицистика». В каждой номинации свое жюри из трех человек. Так, лучшего аналитика будут выбирать президент фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин, аналитик Дмитрий Орешкин, физик Сергей Шпилькин. Лучшего публициста будут выбирать профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Анна Качкаева, журналист Татьяна Малкина и основатель телеканала «Дождь» Наталья Синдеева. Председателем жюри обоих номинаций выступит писатель, телеведущийАлександр Архангельский.

Именно он открыл пресс-конференцию, подробно рассказав о мотивах смены формата:«Премия «ПолитПросвет» была создана для того, чтобы награждать публицистов, а не журналистов. Но мы сталкивались с серьезными противоречиями. С одной стороны, в премиальном поле находились ученые, которые в своих публицистических статьях обобщают опыт исследований. Так, лауреатом прошлого года стал выдающийся социолог Лев Гудков. С другой стороны, есть писатели, публицисты, высказывающиеся на острые темы. Они конкурировали между собой, выталкивая друг друга с этого поля. Хотя на самом деле и те, и другие делают очень важную работу. Поэтому с этого года мы решили сделать две номинации — «Аналитика» и «Публицистика». В первой рассматриваются публицистически заостренные статьи, созданные авторами-исследователями в области политики, экономики и социальной жизни. Во второй номинации рассматриваются материалы писателей-публицистов, чьи суждения стали событиями. Еще раз хочу подчеркнуть: это не журналистская премия, это премия публицистическая. Вы, наверное, помните, что в прошлом году была номинация «Грата», которая вручалась СМИ за отличную организацию информационного процесса. С появлением фонда «Среда» необходимость в этой номинации отпала. Кроме того, многие редакции, которые мы награждали, не успевали получить приз, как исчезали в том или ином виде — как СМИ или как коллектив. Больше ''черные метки'' мы посылать не будем».

Члены жюри, как заметил читатель, разделились по феминистическому признаку: аналитиков будут оценивать мужчины, публицистов — женщины. От лица слабого пола слово взяла Анна Качкаева: «Можно говорить о том, что все премии в нынешней ситуации довольно бессмысленны именно из-за того, что ситуация скорее напоминает вакханалию, ор; невозможно что-либо услышать во всем этом. Но, тем не менее, все это когда-нибудь пройдет. Жизнь не заканчивается, как и не заканчивается необходимость аргументированно высказываться. Публицистика для меня — это то, что происходит, то, что произносится и остается в головах, душах и сердцах. Пусть не во многих, но все-таки остается. Я жду от авторов именно таких текстов, которые действительно будут нужны и востребованы».

Ее поддержала Татьяна Малкина, заметившая, что «сейчас медийный рынок схлопывается. Естественно, чем лучше сделана работа, тем труднее ее продать. Поэтому сейчас люди будут лишаться работы и источников к существованию. Как раз те самые люди, может быть, последние, которые хорошо делают эту работу».

От лица мужской части жюри выступил Дмитрий Орешкин. В своей речи он выделил три вещи. Во-первых, обратил внимание на то, что «созревает запрос на понятное, прагматичное, без идеологии объяснение того, что же происходит сегодня и что будет завтра».

Во-вторых, отметил «загаживание» информационной поляны и важности работы ассенизатора. В-третьих, подчеркнул необходимость возврата к эмпирике: «Когда люди увидят результаты облагораживающей идейной воспитательной работы со стороны Дугина и всей его гвардии у себя в кошельке, на магазинных полках и столкнутся с тем, что вера упирается в материальное ограничение, они потребуют объяснений. А мы должны эти объяснения представить. Нам нужна новая этика подачи данных и новый язык. Кто, если не мы, его создадим!»

«Основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин был краток: «Я хотел бы привести цитату из последнего номера The New Times: ''Никогда раньше не думал, что телепропаганда может наносить такой ущерб умственному и нравственному здоровью целого народа''. Фраза сама по себе достаточно сильная, но еще более интересно, кто ее сказал. Это бывший заместитель министра иностранных дел России Гордон Кунадзе. Мы с вами являемся свидетелями деградации целого народа. Душа болит! Нужно что-то делать. Премия ''ПолитПросвет'' и есть наша попытка что-то сделать».

На вопрос корреспондента «Ежедневного журнала» «Чем были вызваны разговоры о закрытии премии: внутренними соображениями или подсказкой доброго зеленого человечка?» Александр Архангельский ответил, что никто на учредителей не давил, но была некоторая неясность, куда в новых условиях двигаться дальше. Во время дискуссий кто-то даже высказал мысль, что «ПолитПросвет» был бы невозможен в 1937 г. в СССР и в 1939 г. в Германии. Но сейчас совсем другое время, и мы отвечаем за него, за тот нравственный выбор, который делаем. Словом, несмотря ни на что, нужно создавать задел для будущего.

В заключение скажем, что заявки на участие в премии от редакций СМИ принимаются до 12 марта. А сама церемония награждения лауреатов состоится 27 мая 2015 года.



Фотография автора



Версия для печати
 



Материалы по теме

Лонг-лист «ПолитПросвета» // БОРИС КОЛЫМАГИН
Белые зонтики «ПолитПросвета» // БОРИС КОЛЫМАГИН